RSS

КАНОССА ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ?

17 Май

По заказу московской газеты «Время новостей», напечатано в сокращенном варианте 17.05.04 — http://www.vremya.ru/2004/82/13/98357.html

В свое время крушение коммунизма в России застало  Зарубежную церковь врасплох. Логично было бы перенести ее управление  в Россию,  тем более, что авторитет Зарубежной церкви на родине был в те времена  очень высок.  Однако, руководство РПЦЗ предпочло занять  позицию страуса и продолжать молиться об избавлении «многострадальной Родины нашей от горького мучительства безбожныя власти». Митрополит Виталий считал, что никаких серьезных духовных изменений на родине  не произошло, и что править там бал продолжают  все те же коммунисты.  Стало быть, и разговаривать с ними нечего. Не решившись вернуться в Россию физически, Зарубежная церковь все же стала принимать под свой омофор приходы, пожелавшие выйти из МП. Это  кончилось для нее печально. Не имея никакого опыта российской жизни,  Синод  действовал по принципу «нам из Нью-Йорка виднее», что только приводило к развалу и расколам.

 Сначала еп. Валентин Суздальский, а затем и Лазарь Одесский в знак протеста против неканонических действий Синода образовали собственное церковное управление. Первый в качестве митрополита возглавляет сейчас Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ), второй потом вернулся в Синод. Некоторые несогласные ушли в греческие старостильные юрисдикции. Один – о.Олег Стеняев – вернулся через перерукоположение — в МП.  В начале 90-х годов этот священник вместе с еп. Варнавой Каннским (тогда отвечавшим за приходы в России)  нанесли огромный урон РПЦЗ тем, что они связались с «Памятью» Васильева. Еп.Варнава, кроме того, написал на бланке Синода письмо «патриарху» самопровозглашенной Украинской Православной Церкви (КП) с предложением чуть ли не объединения, за что был  отозван и отправлен на Святую Землю.

 Тем временем МП окрепла, вполне вписалась в новые российские структуры власти, и перешла в наступление, стараясь отобрать собственность у РПЦЗ везде, где это было возможно. В России это часто делалось с помощью ОМОНа,  за границей  либо силой, как это произошло  в Хевроне и в Иерихоне  с помощью палестинской полиции,  либо путем дипломатии, как это случилось в итальянском городе Бари, где покоятся мощи св. Николая Мир Ликийских Чудотворца.

 Нашла коса на камень лишь в Оттаве, где несколько лет тому назад настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы о. Димитрий Север с  большинством прихожан назад перешел в МП. Получить храм МП не удалось. Начались суды, так как храм был  построен  к 1000-летию Крещения Руси силами всего Зарубежья. Не так давно суд  окончательно постановил оставить Покровский храм за РПЦЗ. 

Правда, в списках МП он до сих пор числится под омофором патриарха Алексия Второго.

 Столкнувшись с  проблемой экспансии МП и ее интенсивным церковным строительством в Зарубежье,  некоторые деятели РПЦЗ стали искать путей сближения с Москвой.  Новый курс  вызывал  в РПЦЗ раскол. После Собора 2001 года образовалась Русская Православная Церковь в Изгнании, во главе которой стал  м.Виталий.  Вместе с еп. Варнавой  Каннским  он  совершил хиротонии трех новых епископов, затем к ним присоединилась «бостонская группа» о.Виктора Мелехова из старостильного греческого Синода и Истинно-православная церковь в России  во главе с архиепископом Лазарем Одесским и Тамбовским.

 Пока особыми успехами это церковное образование похвастаться не может.  Не собрав ни одного полноценного Собора, североамериканские епископы вместе с вл.Варнавой Каннским на своих частных совещаниях стали объявлять вне церкви всех, кто им в чем-либо противоречил. Была отринута и ушла назад к грекам группа о.Виктора Мелехова, напрасно добивается признания отвергнутый Синод арх. Лазаря Одесского. Затем был  отправлен на покой и   непредсказуемый еп.Варнава, бывший до того заместителем м.Виталия.  Эти потери были компенсированы  хиротониями трех новых епископов на территории СНГ.

 При всем том Русская Церковь в Изгнании или, как ее еще называют,  РПЦЗ (В),   имеет своих верных приверженцев.  В ее составе находятся   Свято-Иоановский монастырь в Киеве,  монастырь Пресвятой  Богородицы  в Чили легендарной матушки Иулиании и Богородице-Владимирский женский монастырь в Калифорнии.  По поводу последнего  только что завершился  суд. Монастырь имел в своем распоряжении дорогие земельные угодья,  и архиепископ Кирилл Сан-Францисский пытался отсудить эту собственность светским судом.  В конце концов стороны договорились о разделе имущества.  В ходе процесса  93-летняя  настоятельница матушка  Евгения перенесла инфаркт. В смысле борьбы за имущество Синод РПЦЗ все больше напоминает МП. Видимо, скоро предстоят судебные процессы и в Монреале, где у м.Виталия имеется подворье и скит в Мэнсонвилле.

 Похоже, что канонический беспредел, царящий в Синоде м.Виталия,  а также тот факт, что при немощном м.Виталии  чрезмерно большую роль продолжает играть  его секретарь Л.Д.Роснянская, превратили эту церковь в явление почти маргинальное. Во всяком случае, пока к   РПЦЗ (В) не стремятся присоединяться нынешние противники объединения с МП из Синода м.Лавра.  Недовольные  предпочитают  искать союзников среди своих епископов. А недовольных становится все больше. В интернете появляются  заявления все новых противников сближения с МП. В последнем таком обращении в Синод группа клириков из Южной Америки прямо грозит неподчинением  своему руководству.

Таким образом, в РПЦЗ (Л)  зреет еще один раскол. Ясно одно:  авторитет ее возглавителей в Зарубежье падает и все больше приближается к авторитету «митрополитбюро»  МП.

 Характер предстоящего визита первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра к патриарху Алексию Второму  изменился по сравнению с ранее декларированным: поездка  уже не предполагает каких-либо конкретных шагов по объединению с МП, а будет носить   ознакомительный характер, став своего рода паломничеством. Тем не менее, такой представительной делегацией (3 архиерея и 12 священников), составленной из сторонников сближения, представители РПЦЗ в паломничество никогда не отправлялись.

 Процесс объединения явно замедлился.  Еще на декабрьском православном съезде в Мюнхене о форме возможного будущего общения с Церковью в России говорилось как об «одной Чаше и двух  управлениях», то уже  в своем великопостном послании митрополит Лавр написал: «Эта поездка ни в коем случае не является «началом объединения», как иногда выражаются журналисты. Не идет речь и о молитвенном общении, которое должно стать завершением всего процесса уврачевания. Это лишь смиренная попытка изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопониманий».

На последнем апрельском  заседании Архиерейского Синода  прозвучало сообщение архиепископа Марка Берлинского о том, что после визита в скором будущем должна состоятся встреча комиссий обеих Церквей для начала обсуждения тех вопросов и проблем, которые разделяют две части Русской Церкви.

То есть, предлагается все прежняя волынка.  Проблемы эти известны и были давно определены прежней РПЦЗ . Это сергианство и экуменизм, в которых МП должна покаяться,  и признание прославлений некоторых новомучеников. В отличие от РПЦЗ, МП не прославила мучеников, не поминавших автора известной «сергианской» декларации м.Сергия Страгородского. Патриархия ни на какие уступки идти не намерена.

 Возможно, что не последняя причина изменения  объединительных настроений  – это итоги прошедшего в декабре прошлого года в городе Наяке  под Нью-Йорком пастырского совещания. Оно  показало, что  противников быстрого сближения с МП слишком  много, чтобы их можно было просто списать со счетов. Вопреки тому, что писала российская пресса и сообщали официальные источники нью-йоркского Синода, приблизительно две трети участников совещания частным порядком высказались против объединения. Их рупором стала выходящая в Аргентине монархическая газета «Наша Страна», из номера в номер печатавшая статьи и заявления  противников сближения.  Против объединения почти поголовно высказалась  и канадское духовенство, которое провело в Монреале свое собственное пастырское совещание. Из канадцев лишь настоятель торонтского Троицкого собора о.Владимир Мальченко вошел в состав нынешней делегации гостей МП. С другой стороны,  участники пастырских совещаний в австралийской и чикагской епархиях, которыми руководят сторонники сближения  с МП архиепископ Иларион Сиднейский  и викарный епископ Петр Кливлендский,  выразили надежду на успешный диалог с Москвой.

Единства по вопросу объединения нет и среди архиереев РПЦЗ. Помимо архиепископа Марка Берлинского, к числу сторонников объединения можно отнести  его викария епископа Штутгадртского Агапита, а также архиепископа  Сан-Францисского Кирилла и  епископа Буенос-Айресского Александра, к числу открытых противников –  секретаря архиерейского Синода Гавриила Манхэттенского  и епископа Агафангела  Таврического. Оба они в состав делегации не входят. Не будет в ней и епископа Михаила Бостонского,  который, несмотря на свой титул, окормляет приходы в России.  Об этом архиерее — разговор особый. В Зарубежье он «прославился» тем, что вскоре после собора 2001 года  силой пытался вывезти в Нью-Йорк из Канады м. Виталия. Как известно, м.Виталий на том памятном соборе подписал прошение об уходе на покой. После этого его изолировали в здании Синода, а его секретаря Л.Д. Роснянскую в буквальном смысле слова выставили на улицу, при этом обыскав и изъяв деньги.  Когда группа сторонников м.Виталия  явилась и потребовала с ним встречи, митрополит покинул здание Синода и уехал в Канаду, где изменил свое решение уйти на покой и объявил себя законным первоиерархом РПЦЗ.

Синод решил попытаться убедить м.Виталия вернуться в Нью-Йорк. Однако, руководивший этой операцией еп. Михаил, получивший уже Монреальскую кафедру, решил действовать  силой.  Такое усердие мотивировалось тем, что он, будучи викарием м.Виталия,  полностью растратил кассу канадской епархии и надеялся с помощью личных средств митрополита  залатать эту прореху. На момент операции все счета м.Виталия были заморожены,  за исключением двадцати с лишним тысяч долларов, изъятых из сумки Л.Д. Роснянской во время ее изгнания из Синода. Это были деньги митрополита.  Если бы удалось доказать, что митрополит недееспособен и нуждается в опекунстве, всеми этим средствами можно было бы завладеть.

Итак, сначала еп.Донсков с полицией прямо во время службы вломился в Преображенский скит и доставил митрополита в психиатрическую лечебницу для экспертизы. Врач заключил, что митрополит вменяем и отвечает за свои поступки. Тогда еп.Михаил  с двумя  нанятыми исполнителями вновь появился в скиту и те попытались насильно  затолкать  митрополита в машину и вывезти в Нью-Йорк. Находившиеся в скиту сторонники митрополита и подоспевшая квебекская полиция не допустили этого похищения. Фотографии схватки в скиту появились в интернете и вызвали скандал. Еп.Михаила убрали из Монреаля.  После этого ему стало трудно служить даже в Бостоне, титул епископа  которого он сейчас носит, и его отправили в Москву. В прошлом году нью-йоркский суд отказал  Синоду РПЦЗ в опекунстве над м.Виталием и распорядился вернуть ему все изъятые и замороженные деньги. К сожалению, почти все они пошли на адвокатов, и средств у митрополита не осталось. Никакой пенсии своему бывшем первоиерарху Синод не выплачивает. Более того, никто из его представителей, включая м.Лавра, так   не извинился за те унижения, которым был подвергнут м.Виталий.

Итак, кто же будет решать судьбу РПЦЗ в Москве? Митрополит Лавр – явление своеобразное. Он вошел в историю, став единственным главой церкви, который при своей интронизации не вымолвил ни слова. В свои  75 лет он выглядит  немощнее своего предшественника  м. Виталия, хотя память у него, конечно же, куда лучше.  М.Лавр  известен тем, что он избегает принимать решения. Он может долго  слушать просителя или жалобщика, потом спросить: «Вы все сказали?», поблагодарить, развернуться и уйти, ничего не пообещав и не сделав.  Можно предположить, что подобную тактику он изберет в Москве. Удастся ли ему это – другой вопрос. Патриархии эта игра в кошки-мышки должна уже изрядно надоесть. К тому же инициатива Путина, решившего собрать  под крышей  МП зарубежные российские церкви,  вероятно,  не предполагает задержек.

 Интересно, что, вопреки правилам,  никто из трех архиереев РПЦЗ, ездивших по приглашению В.Путина в Москву осенью прошлого года,  российские приходы РПЦЗ ни разу  и не посетил. Это было бы некорректным по отношению к МП, которая считает эти приходы неканоническими. Вряд ли они посетят свои приходы и на этот раз.  Налицо смена приоритетов. В последнее время из лексикона большинства зарубежных архиереев уже исчез термин «сергианство»,  и в качестве спорного вопроса в отношениях с МП они пока называют один лишь экуменизм. На самом деле, спорных вопросов, связанных с объединением, много. Как делить кафедры и как быть с признанием некоторых запрещенных клириков? И главный вопрос: кому будет принадлежать собственность? Одно здание Синода в Нью-Йорке стоит сейчас десятки миллионов долларов.

 Когда мне  недавно довелось быть с пасхальным визитом у м.Виталия,  и зашел разговор о предстоящем визите м.Лавра в Москву, первоиерарх Русской Церкви в Изгнании воскликнул: «Да о чем он там будет с ними говорить!?»  Вот это нам всем будет очень интересно узнать.

Advertisements
 
Оставить комментарий

Опубликовал на Май 17, 2004 в Религия

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: