RSS

УДАЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА — РАСКОЛ В РПЦЗ

03 Дек

3 декабря 2001 г.

«Новое Русское Слово», Нью-Йорк

ЦЕРКОВЬ В КРИЗИСЕ

После октябрьского нью-йоркского собора Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в ней все явственней оформляется  раскол. Часть приходов и прихожан, преимущественно   во Франции, в Канаде и в России  остались под омофором митрополита Виталия, большинство же поминает нового первоиерарха, митрополита Лавра, избранного на прошедшем соборе.

ПРЕДИСТОРИЯ

Причиной раскола стало очевидное сближение нынешнего руководства РПЦЗ с Московской Патриархией (МП) и «вселенским православием»,  другими словами, споры вокруг сергианства – внесения в Церковь не Божьей воли — и экуменизма, против которых выступала Зарубежная  Церковь на протяжении  большей части  своего 80-летнего существования. В 1927 году она  не приняла декларации митрополита Сергия (Страгородского)  с выражением лояльности безбожному режиму. Позднее к этому добавилось и неприятие экуменизма, в объятия которого  двинулось «вселенское православие», в том числе и МП.

В последние годы стали появляться признаки того, что позиция РПЦЗ по отношению к МП и к экуменизму стала смягчаться. Послание собора РПЦЗ прошлого года содержало фразы, дававшие повод предположить, что зарубежный Синод  не намерен больше ждать от МП покаяния за сергианство и готов начать сближение с Москвой, для чего и обратился с просьбой о посредничестве к сербскому патриарху Павлу. Как Московский, так и Сербский Патриархат участвуют в экуменическом движении.

Соборное послание не подписал еп. Варнава Каннский. Позднее к протесту присоединилась часть духовенства, главным образом во Франции. Малый Синод РПЦЗ под председательством архиепископа Лавра запретил их всех в служении. Впоследствии этот запрет был снят главой РПЦЗ митрополитом Виталием. Можно  предположить, что этот конфликт способствовал уходу  Первоиерарха на покой. Последний, октябрьский собор этого года в Нью-Йорке был созван, когда церковь  уже находилась в кризисном состоянии.

«ПЛЕН» И «ПОХИЩЕНИЕ» МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ

На соборе кризис обострился. Как только митрополит Виталий подписал  прошение об уходе на покой, Синод уволил и выдворил из синодального здания долголетнего  секретаря митрополита Л.Д.Роснянскую, не дав ей возможности ни проститься с Владыкой, ни даже подняться за своими вещами в комнату. Ей просто вынесли сумку, из которой при ней изъяли  паспорт митрополита  и крупную сумму денег. После этого телефон в покоях митрополита был отключен, а к нему самому приставили наблюдателей. Однако, Л.Д. Роснянская с помощью полиции и в сопровождении группы сторонников вл.Виталия потребовала встречи с митрополитом. Во время этой встречи он изъявил желание уехать в Канаду, что  и сделал, несмотря на уговоры  священнослужителей Синода. По приезде в Свято-Преображенский скит  он обнаружил, что  его канадские счета заморожены. Синод назвал отъезд митрополита похищением. Столь решительные меры,  предпринятые против Л.Д.Роснянской, синодальные архиереи  объясняли тем, что она, дескать, губила здоровье престарелого владыки лекарствами, подчинила себе его волю и изолировала от Синода, а также злоупотребляла его финансами.  Увы, есть основания предполагать, что не здоровье митрополита, а боязнь церковного раскола и вопросы собственности  волновали зарубежный Синод в первую очередь. Это подтвердили последующие события.

ГЕФСИМАНСКИЙ САД ЕПИСКОПА МИХАИЛА

По прибытии в Канаду митрополит Виталий опубликовал послание, в котором назвал собор «разбойничьим» и заявил, что остается на своем посту.  Сразу же после этого в Свято-Преображенский скит с нарядом полиции нагрянул епископ Михаил Донсков — новый правящий архиерей Канадской епархии. Ворвавшись с полицией во время вечернего богослужения в алтарь, он  даже не поклонился и не приложился к престолу, как ему это положено по сану, а  направился к митрополиту. Вместе с ним в алтарь вошли вооруженные полицейские, в том числе и женщина в брюках. Для полной аналогии с Гефсиманским садом не хватало разве что поцелуя.

Предъявив соответствующий судебный исполнительный лист, приехавшие  заставили митрополита отправиться на принудительную медицинскую экспертизу в ближайшую психбольницу. Во время этого действа митрополит Виталий трижды предал еп.Михаила анафеме, что впоследствии и подтвердил в своем указе, запрещающем этого архиерея в служении.

Медицинская экспертиза показала, что митрополит Виталий психически здоров и может исполнять свои архиерейские обязанности. Однако, еп.Михаил не угомонился. Он добился – опять же с помощью судебной власти — повторной медицинской экспертизы вл.Виталия, а также временного удаления Л.Д.Роснянской. Вторая экспертиза была  проведена тайно  привезенным из Монреаля университетским преподавателем психиатрии. Несмотря на нежелание митрополита с ним общаться, тот признал Первоиерарха неспособным отвечать за свои поступки. Цель еп.Михаила стала предельно ясна: назначить митрополиту Виталию своего опекуна, заставить его подписать документы о передаче собственности, а в случае сопротивления заполучить эту собственность через суд. Еп.Михаил доказал, что ради достижения этой цели он готов на все.

Знал бы долголетний глава Зарубежной церкви Митрополит Виталий, что назвав октябрьский собор РПЦЗ «разбойничьим», он окажется прав не только в духовном (это церковный термин), но и в буквальном смысле слова, пусть даже в отношении только одного  члена Синода – еп.Михаила! Мы точно не знаем, в какой степени были замешены в этом деле остальные архиереи,  в первую очередь Гавриил Манхэттенский, но нужные документы готовились не только в Монреале, но и в Нью-Йорке.

То, что произошло в четверг 22 ноября, превзошло  все мыслимые пределы и напомнило худшие времена коммунистических гонений на деятелей церкви. Утром, когда митрополит только сел за завтрак со своими друзьями и паломниками, в том числе и семинаристами из святая святых Митрополита Лавра — Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, в скит опять ворвался Михаил. На сей раз с ним, помимо адвокатов, были дюжие сотрудники частного охранного агентства. Показав распоряжение Высшей судебной палаты Квебека о насильственной депортации митрополита Виталия в Синод, прибывшие приступили к действиям, которые закончились тем, что 91-го летнего старика силой вытащили из здания и затолкали в автомобиль. На улице его уронили, и один из агентов охранного агентства даже упал на него. При этом в потасовке получил удар в глаз и Михаил Донсков.

Во время всего происходящего м. Виталий вторично трижды предал Михаила анафеме. Что бы потом Михаил ни писал о добром отношении к нему митрополита Виталия, это троекратное анафематствование было на сей раз снято на видеокамеру. Оспорить эту анафему тяжело, ибо прецедент единоличного, провозглашенного вне Собора  анафематствования уже был. В 1918 году своим единоличным указом патриарх Тихон предал анафеме большевиков.

Похищению помешала квебекская полиция, загородившая налетчикам путь. Пока шло разбирательство, сторонники митрополита связались с адвокатами, и те в судебном порядке добились прекращения  операции. На другой день апелляционный суд отменил ордер на насильственную доставку митрополита Виталия в Нью-Йорк.

Поскольку позорные фотоснимки схватки в скиту быстро появились в интернете и возник скандал, Синод был вынужден отмежеваться от насильственных действий  и отозвать Михаила Донскова в Свято-Троицкий монастырь для расследования обстоятельств дела. Он был также отстранен от управления Канадской епархией.

В Канаде молятся о том, чтобы эта «михаилиада»  закончилась навсегда. Конфликты еп.Михала с прихожанами начались еще давно: со спора о строительстве нового собора. Михаил воспылал ненавистью к тем, кого он считал своими противниками, и в борьбе с ними применял отнюдь не христианские методы.  Во враги, естественно, попали и критики  политики Синода.

При Михаиле в Свято-Николаевском соборе стали распространяться гневные проповеди  против «раскольников», а также  различные подметные письма и анонимки. Результатом всех этих действий и других поступков  «михаиловцев» стало то, что из собора на подворье митрополита, где не поминают ни Михаила ни м.Лавра, а лишь только м.Виталия, ушла большая часть священнослужителей и регент, не говоря уже о многих прихожанах. После того, что произошло в Мэнсонвилле, Михаил Донсков, как духовное лицо,  кончен. Но он – далеко не главная проблема Зарубежной церкви.

ВЕРА И  ВЕРНОСТЬ, ТРУСОСТЬ И ИЗМЕНА

В  официальном заявлении Синода по поводу мэнсонвилльских событий содеянное объяснялось нарушением указаний Архиерейского собора, хотя первопричиной сложного положения был назван увоз митрополита из синода  группой «безответственных враждебно настроенных  лиц».  (Присутствие полиции  и сообщения очевидцев свидетельствуют о том, что митрополит уехал в Канаду по своей воле).

Многократно отмечалось, что те люди, которые сейчас сплотились вокруг митрополита Виталия  – его бывшие противники и даже враги. В самом деле, в Нью-Йорке ему помог о.Владимир Шишков, который привез его к себе домой. Там находились дочери еп.Григория Граббе и митрополит Валентин Суздальский. Первый  в свое время был отправлен митрополитом Виталием на покой, второй – запрещен в служении.  Ирония судьбы заключается в том, что вл. Виталий, спешно покинувший здание Синода в одном пальто, уехал в Канаду в подряснике покойного еп. Григория и в скуфье митрополита Валентина. Кстати, при встрече вл.Виталий и вл.Валентин приветствовали друг друга, как архиереи. Тогда же  митрополит Виталий  de facto снял свое прещение с вл.Валентина.

Точно так же и в Монреале митрополита поддержали те, кто в свое время выступали против решения восстанавливать руины сгоревшего Свято-Николаевского собора. Только все эти люди  — не бывшие враги митрополита Виталия, а печальники о благополучии и правильном курсе церкви,  не боявшиеся открыто говорить  правду в глаза — будь то о деятельности еп.Варнавы в России, будь то о проблемах Суздаля, будь — о бессмыслице дорогостоящего восстановления сгоревших стен бывшего протестантского храма.  Некоторые  за это пострадали. Но именно они и сохранили верность своему Первоиерарху, ибо были честны.

Стоит в этой связи упомянуть и о бывших «верноподданных» высокопреосвященнейшего  Виталия, вроде известного монархиста Дмитрия Веймарна, в прошлом — келейника митрополита, переметнувшегося на службу к новому владыке. Непонятно поведение другого бывшего келейника, иерея Павла Ивашевича. Хотя он  физически и не участвовал в мэнсонвилльской потасовке, но все же спокойно смотрел на то, как престарелого владыку силой тащили и усаживали в автомобиль.

К сожалению, у Михаила Донскова нашлись куда более ретивые сподвижники, вроде давно изгнанного из рядов федеральной полиции RCMP ее бывшего агента, известного в Монреале провокатора Жоржа Новицкого (Eli-Novy). Его непонятная деятельность заинтересовала сразу два силовых ведомства:  о нем наводят справки как его бывшие коллеги из полиции, так и представители канадской разведки CSIS.

Крайне несправедливо обвинять сторонников митрополита в злом умысле, как и обвинять его преданного секретаря в том, что она травила Митрополита Виталия лекарствами и покушалась на его деньги, тем более, что это можно было легко проверить.  (Уже выявлено, что эти обвинения — ложь и клевета.) Другое дело, что ее чрезмерная забота о митрополите наносила урон церкви, когда секретарь  стала определять: кто, когда и по какому поводу может видеть Первоиерарха. Нет, наверное,  в РПЦЗ человека, который не высказывал  бы свое  возмущение по этому поводу. Но почему архиереи не положили этому конец с самого начала и не ограничили полномочия Л.Д. Роснянской строго определенными рамками? Встает вопрос: бездействовали ли епископы  по трусости,  или потому, что им так было сподручнее заниматься своими делами и постепенно менять курс церкви?

КАМО ГРЯДЕШИ?

Сближается ли нынешняя РПЦЗ с МП и смягчает ли она свою позицию по отношению к экуменизму? Многое указывает на то, что так оно и есть. Помимо сослужений с экуменистами и братских встреч с иерархами МП, были и другие признаки. Как, к примеру, можно расценить проповедь южноамериканского еп.Александра в день настолования митрополита Лавра? В ней он заявил, что сергианство и экуменизм – это просто ярлыки, а важен процесс  обновления в МП, который дошел уже и до епископов. В РПЦЗ сергианство и экуменизм всегда считались ересями, а не ярлыками.

Надо признать, что в документах последнего Собора в этом отношении на сей раз все было в порядке, даже в послании Патриарху Алексию Второму говорилось о необходимости покаяния. Только вот «Святейший»  сам положил конец флирту нынешнего Синода, предложив ему объединяться безо всяких условий, и сделать это быстрее, чтобы не было поздно. Декларацию же митрополита Сергия  Патриарх назвал «смелым шагом», сделанным ради спасения Церкви.  Другими словами, он предложил Синоду не очень-то привередничать.

В дело объединения внес свою лепту и президент Путин, пригласивший еп.Гавриила  и митрополита Лавра нанести  визит в Москву. Что же, пусть поедут — там им представится возможность встать рядышком с тов. Дроздовым во фрунт под звуки большевицкого  гимна.  На самом деле, нет ничего страшного ни в совместных посланиях, ни  в визитах нет, если они совершаются исключительно ради свидетельствования истины.

На днях еп.Гавриил  дал сразу несколько интервью российским СМИ. В них он четко осудил сергианство и экуменизм, а также говорил о необходимости покаяния со стороны МП и прославления тех новомучеников, которые выступили против декларации митрополита Сергия. Если это не только личное мнение секретаря Синода, а всего Собора,  то тогда стоило бы доказать на деле, что курс РПЦЗ не изменился.

КАК УВРАЧЕВАТЬ РАСКОЛ?

В  синодальном заявлении по поводу мэнсонвилльских событий не только выражается надежда на добровольное возвращение митрополита Виталия в Синод, где ему обещается достойный его высокому сану внимательный уход, но также говорится и о стремлении к уврачеванию раскола и примирению всех враждующих.

Положение осложняется тем, что по прибытии из Нью-Йорка в Канаду, митрополит, сославшись на правила Двукратного Константинопольского собора, призвал свою паству поминать его, как Первоиерарха,  и вместе с еп. Варнавой Каннским  совершил  хиротонии трех новых епископов. Таким образом, в РПЦЗ оформился раскол.

Нью-Йоркский Синод РПЦЗ не признал эти хиротонии, сославшись на их неканоничность, так как они были совершены ушедшим на покой митрополитом и запрещенными епископами. К сожалению, о канонах в РПЦЗ сейчас говорить просто смешно. Хиротонии должны совершаться только при всеобщем согласии всех епископов, а прещения – собором из 12 архиереев при троекратном вызове обвиняемых на духовный суд. Ничего этого не делалось в РПЦЗ уже давно. Епископы выбирались келейно, даже из разведенных кандидатов, а прещения и снятия санов производились огульно малым Синодом без суда и следствия. Получается, что каждый сейчас каждый волен выбирать те каноны, которые ему подходят.

Так вот, если разговоры о верности курсу прежних Первоиерархов РПЦЗ  — Антония, Анастасия и Филарета — это не просто слова, а истинная позиция нынешнего Синода, то решить вопрос  можно просто. Надо соборно осудить все действия и заявления архиереев, свидетельствующие об обратном, и снять все незаконные прещения с тех, кто протестовал против нового курса.

К моменту появления этой статьи вл.Митрополиту вернули ключи от машины, паспорт и лишь ничтожную часть конфискованных денег. Надо возвратить все  остальное и прекратить все суды (по канонам епископ не может судить другого епископа светским судом).  Главное же — это  не  только покаяться перед митрополитом за содеянное, но и  совершить самое трудное: собрать общий собор, на котором подтвердить совершенные хиротонии епископов.  Все новые архиереи — не в пример Михаилу Донскову – может быть,  и не лидеры в светском смысле этого слова, но зато духовные, не принимающие ложь  священнослужители.  Признать их возможно, ибо для нынешнего Синода даже недавние «агенты КГБ в митрах» стали  «досточтимыми архипастырями» — кажется, так они их величают в своем послании?  И такими же для МП стали вчерашние «карловчане и раскольники». Что же тогда говорить о тех, с кем вместе служили еще  недавно?

Если это произойдет, тогда митрополит Виталий сможет со спокойной совестью уйти на заслуженный покой,  и во всей РПЦЗ установится мир. Боюсь только, что человеческая гордыня или, возможно,  совсем другая, тайная повестка дня нью-йоркского Синода не позволит гонителям митрополита Виталия сделать  этот единственный верный для достижения мира и единства Зарубежной церкви шаг.

Реклама
 
Оставить комментарий

Опубликовал на Декабрь 3, 2001 в Религия

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: