RSS

НАСЛЕДНИКИ РПЦЗ

09 Дек

«Наша Газета» № 708, Монреаль, 7.12.2013

УКРАИНСКИЙ АРХИЕРЕЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

К написанию этой статьи меня подтолкнули политические события на Украине. После срыва подписания в Вильнюсе на саммите «Восточного партнерства» соглашения о вступлении Украины в ассоциацию с Евросоюзом, в Киеве начались и до сих пор продолжаются массовые демонстрации протеста, напомнившие времена Оранжевой революции. Оценка этих событий – не тема этой статьи. Можно понять жителей Украины, уставших от коррупционного режима Януковича. По существу, это воровская малина с паханом во главе. Но и лидеры оппозиции – не подарок. Ради своих личных политических интересов они совершенно не думают о том, чем обернется для Украины разрыв экономических связей с Россией.  Несмотря на перспективу неминуемой экономической катастрофы для жителей Украины в случае  вступления в ассоциацию с Европой, в стране велась и ведется оголтелая пропаганда «за европейский выбор», направленная почему-то против России. В те же дни в Киеве и в других городах восточной Украины проходили демонстрации протеста против евроинтеграции. На плакатах, которые несли демонстранты, можно было прочитать: «Украина, Россия, Беларусь – святая Русь!». Увы – несогласные православные были одиноки. Духовный аспект происходящего в спорах об интеграции Украины в Европу даже не упоминался. Накануне  главы  разных церквей Украины подписали обращение за евроинтеграцию. Одним из подписантов был киевский митрополит Владимир (Сабодан), который, как глава УПЦ МП, казалось бы,  должен был высказаться за укрепление единства Украины с Россией. Говорят, митрополит Владимир очень слаб. Вполне возможно, что он не сознавал, что подписывал.

Но кто бы мог подумать, что защитники единой святой Руси могут получить удар в спину ни от кого иного, как от митрополита Агафангела (Пашковского), первоиерарха РПЦЗ(А),  части бывшей Зарубежной церкви, не пошедшей на унию с Московской Патриархией?

Митрополит Агафангел (Пашковский)

Митрополит Агафангел (Пашковский)

На форуме учрежденного его церковью Интернет-собора митрополит Агафангел поддержал движение Украины в Евросоюз, написав буквально следующее: «Я поддерживаю все, что отдаляет нашу страну от большевизма и коммунизма». На это читатель форума по имени German ему ответил: «Большевизм и коммунизм пришел в Россию из Европы и его давно уже не существует в стране, коммунисты не стоят у власти. А вот европейские содомиты, разные извращенцы, ювенальная юстиция, и т. д. гораздо реальнее для Украины, чем коммунизм. Ваша позиция свидетельствует о том, что вы больше прозападный политик, чем православный архиерей». Есть и другое. Митрополита Агафангела его сторонники называют главой Русской Зарубежной Церкви, а эта церковь всегда считала, все три ветви русского народа: великороссы, малороссы и белорусы должны окормляться одной единой Русской православной церковью. Такого же мнения придерживаются многие православные на Украине. Куда же толкает их владыка Агафангел – в сергианскую и экуменическую Московскую Патриархию? Конечно же, сам он так не думает. В украинском  вопросе вл.Агафангел всегда отделял Украину от России.  Вот что он сказал в интервью агентству «Униан» в мае 2007 года: «Я считаю вполне нормальным, чтобы в Украине отдельно существовали украинская и русская церкви». (http://portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=56706#lst ). С точки зрения традиционной РПЦЗ это недопустимо. Все антирусское на Украине вл.Агафангел всегда поддерживал. Даже бывшего члена УНА-УНСО Дмитрия  Корчинского, призывавшего вырезать всех русских в Крыму. В свое время Корчинский даже воевал в Чечне на стороне боевиков. В дни мятежа в Киеве его боевики из организации «Братство» штурмовали заслоны подразделений «Беркут».  У  «Братства»  Корчинского в Киеве есть приход, и он, во всяком случае до недавнего времени,  находился под омофором вл.Агафангела. Поэтому было неудивительным распоряжение первоиерарха РПЦЗ (А) после прихода к власти Ющенко поминать в его приходах на Украине антирусское правительство этой страны, в то время, как в России тогда молились: «Да избави отечество наше от горького мучительства безбожныя власти…»  То есть, по получается, что «оранжевая» власть Ющенко — богоданная, а власть Путина – богопротивная…  Я лично не вижу между ними большой разницы в духовном аспекте. Но вл. Агафангел в интервью тому же агентству «Униан» назвал Ющенко назвал единственным верующим президентом Украины (http://www.unian.net/ukr/news/news-307392.html).А как можно оценить  недавнее принятие в РПЦЗ(А) порвавших с Филаретом Денисенко приходов «истинно-православной Украинской церкви»? Два года тому назад я  беседовал в Чернигове на конференции по истории Катакомбной церкви с одним из принятых священников, о.Виталием. Он мне прямо сказал:  «Мы не верим в триединство русского народа». И служат эти приходы на украинском языке, что не принято в РПЦЗ.  В Зарубежной Церкви богослужение совершают на церковно-славянском.

Мне приходится с горечью констатировать, что политика вл. Агафангела в украинском вопросе — это  измена традиционной линии Зарубежной Церкви. Во многих других вопросах – тоже. К примеру, он принял под свой омофор самосвятов-секачевцев, отвергнутых в свое время РПЦЗ, учредил приходы Московского патриархата (?) под своим временным омофором и так далее.  Митрополит Агафангел, конечно же, как и всякий человек, имеет право на свои взгляды и убеждения, но  как он тогда может возглавлять церковь, которая называется РПЦЗ – Русская Православная Церковь Заграницей? В Канаде у м.Агафангела три прихода – в Оттаве, в Торонто и в Эдмонтоне.

В ПРЕЛЕСТИ СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ

В Канаде есть еще одна церковь, называющая себя РПЦЗ. В отличие от юрисдикции м.Агафангела, покинувшего синод м.Лавра в 2007-ом году только после того, как он соединился с МП, эта юрисдикция образовалась в 2001 –ом году, когда глава РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) был отправлен на покой,  а РПЦЗ взяла курс на унию с МП. Возглавляет ее в настоящий момент Архиепископ Владимир (Целищев), оттого в отличие от РПЦЗ(А),  ее принято именовать РПЦЗ (В-В).

Архиепископ Владимир (Целищев)

Архиепископ Владимир (Целищев)

У нее есть  приход  св. Серафима Саровского в Монреале, расположенный в здании бывшего подворья м.Виталия, а также приход в Торонто и община в Эдмонтоне. Кроме того, монреальское священство  совершает богослужения в Св.Преображенском  скиту в Мэнсонвилле. Свято-Серафимовский приход – один из самых динамичных в русском Зарубежье.  Если не принимать во внимание соборы в больших городах,  редкий приход может похвастаться тем, что у него есть три священника, два дьякона, иподьяконы, чтецы, а главное  — много молодых прихожан с детьми. Посещение богослужений на подворье, где в свое время бушевало немало страстей, ныне радует сердце.   Но вот руководство… В октябре под Киевом в РПЦЗ (В-В) прошел архиерейский Собор. Он выступил с посланием к пастве, в котором мы читаем: «Важность Архиерейских соборов еще более возрастает в наше время, когда раскольнические организации «агафангеловцев», РИПЦ и РПАЦ объединенно с сергианами борются с истинным возрождением Православия в России». Это даже и комментировать не хочется.  Поясню, что РИПЦ – Русская Истинно-Православная Церковь и  РПАЦ – Русская Православная Автономная Церковь объединяют последователей тех, кто еще в 1927 году не принял декларацию митрополита Сергия (Страгородского)  о лояльности советской власти. Их еще называли «катакомбниками» или «тихоновцами» по имени патриарха Тихона, предавшего большевиков анафеме. Во времена советской власти эта церковь подвергалась страшным гонениям и утратила свой епископат. Но он был восстановлен еще прежней РПЦЗ. Так вот, этих людей Собор РПЦЗ (В-В) объявил раскольниками, значит, лишенными благодати. А ведь историческая РПЦЗ никогда не выносила определения об отсутствии благодати даже в Московской Патриархии! Покойный еп.Григорий Граббе, один из самых выдающихся иерархов РПЦЗ, сравнивал МП с засыхающим деревом, верхушка которого уже мертва, но там и сям все еще видны зеленые ростки. По мнению вл. Григория, такое дерево еще нельзя назвать засохшим. Очень хорошо по этому поводу сказал глава РИПЦ архиепископ Тихон Омский и Сибирский (Пасечник): «Пока еще не изобрели прибор для измерения благодати…Разве не благодать приводит к нам людей из МП?» Надо отметить, что регулярно из МП в не сергианские церкви переходят отдельные верующие и священники. Недавно у РИПЦ появились три новые общины в Львовской области, то есть, в Галичине. Это как бы в продолжение нашего разговора. В этих общинах служат на церковно-славянском, правда, в украинском его варианте, но их члены считают себя прихожанами единой Русской церкви.

Приход РИПЦ есть и в Монреале, он переехал сюда недавно из Сен-Брюно.

Настоятель прихода во имя иконы "Отрада и Утешение" РИПЦ протоиерей Георгий Цап.

Настоятель прихода во имя иконы «Отрада и Утешение» РИПЦ протоиерей Георгий Цап.

На первой службе в день иконы Иверской Божьей Матери Монреальской настоятель церкви о.Георгий Цап попросил передать эту новость всем православным.

В заключение хочется сказать, что неприятие экуменизма и сергианства автоматически не делает церковь наследницей РПЦЗ.  Люди, хорошо знавшие  прежнюю Зарубежную церковь, вряд ли согласятся с заявлением Собора РПЦЗ (В-В) о том, их церковь – это «единственная законная преемница РПЦЗ». Такого радикализма в Зарубежной церкви никогда не было. Вот и получается, что обе церкви – Агафангела и Владимира, носящие имя РПЦЗ, уже достаточно далеко ушли  от учения и практики этой церкви, чтобы претендовать на исключительное право носить ее имя. Об основной части РПЦЗ, уведенной ее Синодом в МП и говорить нечего. Она просто стала частью МП, и уже не выступает ни против экуменизма, ни, тем более, сергианства.  Самыми близкими по духу к прежней РПЦЗ, на мой взгляд, оказались церкви с другими названиями. Это РИПЦ и РПАЦ.  К счастью, в этих церквях наметилась тенденция к  сближению.

В этом году прошли встречи между североамериканскими архиереями трех юрисдикцкцй: РПЦЗ(А), РИПЦ и РПАЦ. Встретились и вспоминали свои годы в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле вл.Андроник Оттавский, вл.Стефан Трентонский, вл.Иосиф Вашингтонский и вл.Андрей Павловский. Казалось бы, замечательное начало для обсуждения церковных дел. За первой последовала и вторая встреча. Неожиданно вл.Андрей узнает, что вл.Андроник предостерегает свою паству от общения с ним, так как он якобы имеет грехи «нравственного характера». Эти грехи даже называются, но доказательств нет. На предложение вл.Андрея назвать факты со стороны вл.Андроника последовало молчание. Встречи прерваны. Понятно, что кое-кто сознательно старается торпедировать любое движение к церковному единству. И это очень печально.

 
1 комментарий

Опубликовал на 9 декабря, 2013 в "Наша Газета", Монреаль, Религия

 

1 responses to “НАСЛЕДНИКИ РПЦЗ

  1. Борис

    17 декабря, 2013 at 02:41

    Интересная дискуссия внутри РПЦЗ-А
    http://srn.rusidea.org/?a=50082

     

Оставьте комментарий