RSS

НАВОДНЕНИЕ В МОНРЕАЛЕ

15 Май

ПОТОП

Армия в роли деда Мазая

Майский паводок в Квебеке и в Онтарио уже назвали самым большим в истории. Уровень воды в озере Онтарио достиг самого высокого уровня с 1880 года, когда стали вести подобную статистику. Не помнят ничего подобного и в Квебеке. Перекресток бульваров Пьерфон и Сен-Жан в Пьерфоне был полностью затоплен. Вода также залила мост, ведущий на остров Мерсье на реке Ля Прери. Чуть меньше половины его жителей, не подчинившихся приказу о добровольной эвакуации, были полностью отрезаны от суши. Они образовали единую команду, запустили два промышленных насоса и все эти дни мужественно спасали свои дома. Мне, жителю Иль-Перро, было достаточно пересечь железнодорожную ветку и спуститься к озеру Дё-Монтань, чтобы убедиться в масштабах трагедии. Перекрытая властями  дорога уходила в озеро, из которого торчали затопленные дома. Над этой картиной стояла зловещая тишина.

Даже после пика паводка, который в Монреале пришелся на понедельник, 8 мая, наводнения продолжались ниже по реке Святого Лаврентия.  К концу прошлой недели в Квебеке от воды пострадало более 187 городов и поселков, было затоплено свыше 4,5 тыс домов, почти 3600 человек были вынуждены покинуть свои жилища, иногда против своей воли. В связи с чрезвычайным положением, которое было объявлено в Монреале и в других муниципалитетах, власти получили право насильно эвакуировать людей, если их жизням могла угрожать опасность. Многие жители были возмущены. Они не спали несколько дней, спасая свои дома, и когда наводнение уже пошло на спад, их заставляли уезжать и бросать свое имущество на произвол судьбы. Эвакуация означала остановку насосов и неминуемое затопление их домов. Но власти были беспощадны, безопасность людей для них была важнее имущества. В городе Риго всем, отказавшимся от принудительной эвакуации, грозил штраф до 5 тыс долларов.

В Квебеке наводнение унесло жизни по меньшей мере 2-х человек: 37-летнего Марка Ганьона и двухлетней Дафне, дочери его подруги Ким. Это случилось на полуострове Гаспе. Не послушав совета своего отца, Марк решил поехать по затопленной водой гравиевой дороге. Дорога оказалась размытой, и его внедорожник Форд Эдж снесло в реку Сент-Анн. Пассажирам удалось выбраться на крышу автомобиля, но сильное течение перевернуло машину. Ким сумела схватиться за ветки и выбраться на сушу, а ее приятеля и дочь унесло течением. На сегодняшний день спасателям удалось найти только тело Марка.

Потоп в Квебеке по масштабам катастрофы уже сравнили с ледяной бурей 1988 года, когда миллионы людей остались без света и погибли 35 человек. Как и сейчас, в операции спасения людей принимали участие войска. Для помощи в строительстве временных дамб из мешков с песком и обеспечения эвакуации в Квебек были направлены 2300 солдат, а в городе Труа-Ривьер даже пришвартовался Ее Величества канадский фрегат «Монреаль» (HMCS Montréal). Его моряки тоже помогали строить дамбы. Но никто не помог пострадавшим так, как простые жители. Тысячи добровольцев вызвались строить дамбы, и некоторые муниципалитеты даже выделили для них места для ночлега. За эти дни стали друзьями люди, порой соседи, которые до этого не были знакомы. Все это действительно напомнило январские дни 1988 года, когда незнакомые люди помогали друг другу, предлагали потерпевшим горячую еду, снабжали их бесплатно дровами. Между двумя этими катастрофами есть одно важное отличие. Когда подача электроэнергии была восстановлена, люди вернулись в свои дома, включили отопление, выбросили замерзшие цветы и зажили, как прежде. В случае разрушительного наводнения последствия будут ощущаться еще долгие годы.

С миру по нитке

Некоторые службы быстро отреагировали на трагедию. Когда из-за высокого уровня воды почти на двое суток был закрыт важный мост Галипо, соединяющий остров Перро с островом Монреаль на 20 дороге,  городское транспортное агентство АМТ в течение нескольких дней не взимало плату за проезд на пригородных поездах в направлении Водрёя и Дё Монтань. Была также отменена плата за проезд через мост по 30 дороге, которая позволяла проехать в Монреаль объездом через Шатоге. Эти меры все равно не избавили от пробок единственный остававшийся открытым мост через озеро Дё Монтань на 40 дороге.

Канадский Красный Крест быстро создал фонд помощи пострадавшим. Правительства трех уровней тотчас выделили в этот фонд средства. Оттава – $1 млн, Квебек – $500 тыс, Монреаль – $250 тыс. Красный Крест сообщил, что оказал помощь более, чем полутора тысячам квебекцев, вынужденных покинуть свои дома. Красный Крест организовал в провинции 12 центров экстренной помощи. Он размещал эвакуированных в отелях и обеспечивал нуждающихся талонами на еду. Красный Крест обещал помогать жертвам наводнения и по их возвращении в свои дома. Как уточнил вице-президент отделения Красного Креста в Квебеке Паскаль Матьё, деньги пойдут на покупку продуктов питания, приобретение необходимой мебели, на мелкие ремонтные работы и личные нужды.

Но главная помощь, на которую рассчитывают люди, должна прийти от правительства. Страховые компании, как правило, не страхуют от наводнения дома, расположенные в зоне подтопления. В Квебеке существует программа помощи в случае произошедших или неизбежных катаклизмов.  По этой программе владельцы затопленных домов могут рассчитывать на компенсацию до $200 тыс для починки своих домов. В случае полной потери дома пострадавший получит всю ту же максимальную сумму в $200 тыс  и $25 тыс на снос старого дома. Эта сумма полностью потерь не покрывает. Кроме того, существуют ограничения для возмещения потери некоторых предметов обихода. Например, в случае посудомойки это $400, а телевизора — $450. Какой телевизор можно купить сегодня за эту сумму? Плохая новость пришла для владельцев затопленных летних коттеджей: они никакой помощи не получат, поскольку дачи не являются их постоянной резиденцией. Слезы домовладельцев, которые мы часто видели в телерепортажах с места наводнения, говорят сами за себя. Жизнь многих людей оказалась полностью разрушенной.

Власти сделали пострадавшим поблажку. Канадское налоговое ведомство (Canada Revenue Agency) объявило, что лица, не имеющие возможности заплатить задолженность по налогам, могут попросить о помощи по интернету, заполнив формуляр  RC4288 (Request foe Taxpauer Relief) или же позвонив по телефону 1 800 959 8281 для индивидуальных лиц и 1 800 959 5525 для бизнесменов. Каждая просьба будет рассматриваться отдельно. Квебекское налоговое ведомство (Revenue Quebec) со своей стороны изъявило готовность отменить штрафы и проценты для тех налогоплательщиков, которые задержали выплату налогов в связи с наводнением. Таким предлагается позвонить по телефону 1 800 267 6299 для индивидуальных лиц и 1 800 567 4692 для бизнесменов и работодателей. Электрокомпания Гидро-Квебек тоже обещает помочь тем, кто не справляется с выплатой счета. Информация по телефону 1 888 385 7252, после чего нужно нажать 1.

Что день грядущий нам готовит?

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, вместе с премьером Квебека Филиппом Куйяром облетевший на вертолете зону наводнения в Гатино, предостерег, что подобные наводнения будут и впредь. Он подтвердил оценку ученых, считающих, что причиной сильных наводнений стало глобальное потепление. Но и до глобального потепления наводнений было немало. С начала прошлого века в Канаде было зарегистрировано около 250 наводнений с тяжелыми последствиями.

Наводнение в Манитобе в 1997 году, когда река Ред Ривер в апреле и мае 1997 года разлилась почти на 5 км вглубь суши и вынудила эвакуацию 50 тыс жителей, уже было названо крупнейшим наводнением века. После этого вокруг городов Грэнд-Форкс и Ист-Грэнд-Форкс, больше других пострадавших от воды, власти возвели систему дамб, которая летом служит местом отдыха горожан.  Монреаль и его окрестности тоже периодически становится местом подтоплений. Причем, не только из-за весеннего паводка. В 1987 году в результате проливного дождя, вылившего за один час на улицы города 100 мл воды, скоростной путь Декари превратился в реку, смывшую оказавшиеся там машины в одну кучу. Уровень воды превысил 3, 5 метра, один человек утонул в своей машине. В десятках тысячах домов были залиты подвалы, а 350 тыс лишились электричества. В истории Торонто есть страшная дата: 15 октября 1954 года. Тогда на город обрушился ураган Хейзел, внезапно затопивший низину от Этобикока до района Холланд Марш. Тогда погиб 81 человек.

В таких случаях никакие дамбы не помогут. Да и мыслимо ли построить высокие дамбы вдоль берегов рек и озер, окружающих монреальский мегаполис и другие муниципалитеты? На это не хватит никаких средств. К тому же сомнительно, что люди, живущие на берегу с замечательным видом на воду захотят отгораживаться от нее двухметровой стеной. Можно перенять опыт городка Сен-Жан-сюр-Ришельё. После разрушительного наводнения 2011 года город сохранил мешки с песком на случай других наводнений. К тому же это решает проблему, что делать с десятками тысяч мешков после того, как будут разобраны временные дамбы.

Властям необходимо решить, как можно помочь жителям в случае подобных трагедий в будущем. В настоящий момент в Квебеке компенсация за наводнения ложится на всех налогоплательщиков и зачастую возмещает ущерб лишь частично. В США существует система страхования домов в зоне возможных наводнений с помощью правительства. Владельцам таких домов такая страховка обходится дороже. Это плата за желание жить на берегу реки или озера. В Квебеке похожая страховка за дополнительную цену появилась только в марте этого года и затронула пока немногих. Видимо, пришло время распространить ее на все частные страховые компании. Для этого требуется воля правительства.  В связи с последним наводнением застройщикам, скорее всего, придется пересмотреть некоторые планы. Еще полвека назад на месте муниципалитета Пьерфон был болотистый перелесок. Его засыпали и построили жилые дома. В мае этого года природа вернула эту территорию себе. Уже были одобрены планы по застройке последнего девственного участка Вест-Айленда к западу от Пьерфона.  Новый проект получил название Cap Nature Pierrefond Ouest. Бюро общественных консультаций назначило на июнь слушания по этому проекту. Вполне возможно, что на этом участке теперь будут не жилые дома, а большой лесопарк.

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: