RSS

ИСТРЕБИТЕЛИ F-35: НЕ ДЛЯ КАНАДЫ

20 Авг

ПОЖИРАТЕЛИ БЮДЖЕТА С ДЕФЕКТАМИ

Сущность истребителя Ф-35

Сущность истребителя Ф-35

Канадское небо надежно защищено общей с США системой воздушно-космической обороны североамериканского континента НОРАД (North American Aerospace Defense). В рамках этой системы в первых числах августа США и Канада провели совместные военно-воздушные учения, во время которых отрабатывался перехват и сопровождение целей во всех трех регионах НОРАД: в США, Канаде и в Арктике. В ходе учений под названием «Polar Roar (Полярный рык)» канадские истребители CF-18 вместе с американскими F-22 и F-15 сопровождали стратегические американские бомбардировщики B-52 и B-2, которые совершили беспосадочные полеты в Арктику, Северную часть Тихого океана и Балтийское море. В Министерстве обороны Канады отметили, что целью учений была проверка способности нанесения глобального дальнего удара. Очевидно, что рык белого медведя был направлен в сторону Москвы. Россия в последнее время значительно усилила свое военное присутствие в Арктике, и это обстоятельство беспокоит западный альянс.

Канада играла в этих учениях вспомогательную роль. Ее истребители CF-18, разработанные еще в 70-х годах прошлого века и поступившие на вооружение канадских ВВС в 80-х годах, быстро устаревают. Из 77 истребителей, которыми обладает Канада на сегодняшний день, в рабочем состоянии всего 65. Шесть из них участвовали в боевых операциях в Ираке. После того, как пришедшее к власти в Канаде либеральное правительство Джастина Трюдо отказалось от бомбардировок в Ираке, эти самолеты будут размещены в Европе. Канадские истребители уже находились в Литве в 2014-ом году. Они были туда направлены в качестве противовеса «российской агрессии» после присоединения Крыма к России. Этот демарш имел чисто символическое значение: все понимали, что никаких военных действий с Россией из-за Украины военный альянс НАТО вести не собирался.

В течение трех с лишним десятилетий истребители CF-18 верно служили Канаде, но их пора менять. В свое время консервативное правительство Харпера решило заменить их новыми американскими малозаметными истребителями-бомбардировщиками пятого поколения с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35. Самолет F-35 спроектирован с использованием технологии «стелс» и способен нести ядерное оружие. Работали над ним компания «Локхид-Мартин» и еще несколько ведущих подрядчиков Пентагона. Наряду с Канадой в американском проекте принимают участие еще семь стран: Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Интересно, что в 1995-ом году компания Локхид Мартин привлекла к сотрудничеству российское Конструкторское бюро Яковлева. Американцам был нужен опыт вертикального взлета и посадки, накопленный российскими специалистами. На этом сотрудничество с Россией закончилось.

Работы затянулись, и первый серийный F-35 поднялся в воздух только в феврале 2011-го года.  По мере разработок и доработок росла стоимость самолета.  Канада уже вбухала в этот проект $311 млн., и конца этому не видно. Канада намеревалась приобрести 65 новых самолетов CF-35. Буква «С» добавляется к названию, чтобы подчеркнуть, что эти самолеты – канадские. По предварительной оценке, их стоимость должна была составить $17 млрд., но сейчас она уже выросла до $45.8 млрд.  Если бы дело было только в стоимости. Стали поступать данные, что новый самолет просто плохой.

Во-первых, у него всего один двигатель, и мощность этого двигателя не достаточна для самолета такого веса. Серьезный удар по репутации нового истребителя нанесла катастрофа, которая произошла в июне 2014 года: из-за отказа двигателя модель F-35A рухнула в штате Флорида.

Другая проблема – слишком короткое крыло. Это усиливает эффект «стелс», то есть, способность быть невидимым для радаров противника, но сильно снижает маневренность. В июне 2015 года СМИ опубликовали отчет летчика-испытателя, который рассказал о фундаментальных проблемах американского истребителя пятого поколения F-35. В частности, по его словам, новый самолет не может развернуться или подняться достаточно быстро, чтобы в ходе маневренного воздушного боя поразить вражеский истребитель или уклониться от стрельбы противника.

В 2015-ом году ввод F-35 в техническую эксплуатацию был перенесён на 2019-й год из-за проблем с оружием и программным обеспечением самолёта. Летчики-испытатели называют еще один серьезный недостаток: обзору задней стороны самолёта мешает подголовник кресла пилота.

Затем пришло сообщение, что шлемы в новейших истребителях США F-35 могут грозить летчикам травмами шеи. Кроме того, самолет сильно напичкан электроникой, и в нем так мало места, что при катапультировании пилотам грозит увечье: каждый третий из них рискует во время катапультирования получить летальную хлыстовую травму шеи.  Относительно недавно пришла совсем невероятная новость: во время учебного боя окутанный легендой F-35 был побит старым истребителем 70-х годов F-16.

Немудрено, что некоторые страны, первоначально подписавшиеся под проектом нового истребителя, сейчас хотели бы свои обязательства пересмотреть. Канада – одна из них. Но если Италия, Дания и Австралия либо откладывают покупку истребителей, либо сокращают заказ, то Джастин Трюдо еще во время предвыборной кампании пообещал полностью отказаться от покупки этого истребителя. Это намерение остается в силе, но недавнее совещание в министерстве обороны по этому вопросу так ничем и не кончилось.  В США инициатива Трюдо вызвала явное недовольство, и на Канаду оказывается большое давление.

На днях ВВС США объявили о первичной оперативной готовности (initial operational capability (IOC) F-35, словно подталкивая своих союзников к выполнению некогда данных обязательств. Вместе с этим была озвучена возможность многомиллионных исков за разорванный контракт. Генерал-лейтенант ВВС США Крис Богдан подсчитал, что выход Канады из программы создания F-35 оценивается в десятки миллиардов долларов. Генерал напомнил, что Канада планировала взять на себя примерно 2% общих расходов на реализацию этого проекта.

Ф-18  "Супер Хорнет" компании Боинг

Ф-18 «Супер Хорнет» компании Боинг

Канадская экономика занимает 10-е месте в мире, но по своим военным расходам Канада находится где-то посередине между Турцией и Тайванем. Новый самолет грозит сожрать львиную часть канадского военного бюджета. У Канады есть альтернативный вариант: истребитель-бомбардировщик фирмы Боинг F-18 Super Hornet с двумя двигателями. Он отвечает всем требованиям нового самолета, к тому же его производство уже налажено. Не только сам самолет дешевле, его оперативная стоимость в два раза меньше, чем у F-35. Речь идет о четырех десятках лет эксплуатации. Экономическая выгода очевидна даже с учетом неизбежных штрафов за разрыв контракта. Решение – за правительством либералов.

Реклама
 
2 комментария

Опубликовал на Август 20, 2016 в "Наша Газета", Монреаль, Канада

 

2 responses to “ИСТРЕБИТЕЛИ F-35: НЕ ДЛЯ КАНАДЫ

  1. Николай Логинов (@nklog)

    Август 21, 2016 at 03:51

    Кто угрожает Канаде? И кому нужен этот «золотой» истребитель?

     
  2. esokoloff

    Август 21, 2016 at 16:41

    Нужен Вашингтону. Надо продать.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: