Съезд Новой демократической партии Канады, прошедший в начале апреля в Эдмонтоне, принял решение в течение двух лет провести выборы нового лидера. Это означает конец политической карьеры нынешнего лидера НДП Тома Малкера.
Решение сменить лидера партии без видимой на то причины в канадской политике беспрецентно. Обычно смена лидера происходит в результате проигрыша партии на выборах или по причине его личного решения уйти из большой политики. На сей раз НДП решила, что с Томом Малкером ей не по пути. За смену лидера проголосовали 52% депутатов съезда.
Еще год назад опросы общественного мнения давали надежду на то, что впервые в истории новые демократы могли одержать победу на выборах. Результаты оказались для партии шоком: она заняла третье место. Вина Тома Малкера в этом очевидна. Не желая пугать консервативно настроенных избирателей, он предложил центристкую избирательную платформу, которая основывалась на сбалансированном бюджете. Сбалансированный бюджет предлагал и консерватор Харпер. Либералы под лидерством Джастина Трюдо оказались левее, предложив создание рабочих мест и стимулирование экономики за счет дефицита. Канада проголосовала за перемены.
На съезд в Эдмонтон Малкер приехал, как сейчас говорят, лузером, то есть, неудачником. Последние выборы он проиграл даже в своем родном Квебеке, не в последнюю очередь в результате того, что выступал за право мусульманок носить в общественных местах никаб. Кроме того, Малкер потерял поддержку как левых так и правых делегатов. Левые были недовольны его нерешительностью и желанием примазаться к политическому истэблишменту Канады. Особенно это проявилось к Квебеке, где новые демократы по своим взглядам ближе к радикальной партии Солидарный Квебек, нежели, чем к либералам. Правых возмутило заявление Малкера о том, что если съезд поддержит так называемый «Манифест скачка» (The Leap Manifesto), то он будет следовать линии партии. Этот документ был предложен левыми авторами Ави Льисом и его женой Наоми Кляйн. Манифест предполагает полный запрет на строительство новых трубопроводов и постепенный отказ от всех видов ископаемого топлива. Для Альберты, зависящей от добычи нефти, это означает дальнейшее обнищание. Немудрено, что делегаты от Альберты во главе с преьмером Рэтчел Нотли с этим манифестом не согласились.
Понятно, что «Манифест скачка» — это идеологический документ, далекий от реальности. Тем не менее, делегаты съезда его одобрили для последующего обсуждения и тем самым подписали себе смертный приговор на выборах 2019-го года. Никто из серьезных людей не будет голосовать за партию, которая предлагает отказаться от бензина и газа.
Итак, в течение двух лет НДП должна определиться с новым лидером и с «Манифестом скачка». Замены Тому Малкеру на примете пока нет. В числе возможных кандидатов называют радиожурналиста Ави Льюса, одного из авторов манифеста, внука бывшего лидера НДП Дэвида Льюса и сына известного канадского дипломата Стивена Льюиса. Его прапрадед, видный член еврейской партии Бунд Моше Лощ (Losz), ставший в Канаде Льюисом (Lewis), приехал в Канаду из Белоруссии в 1921 году, когда бундовцы на конференции в Минске самоликвидировались и вошли в состав РКП (б). Правые будовцы этого решения не приняли и благоразумно предпочли эмигрировать. Пока Ави Льюис не выражал своего желания стать лидером НДП, но если он такое желание выскажет, семейные традиции будут на его стороне.
В числе других кандидатов называют лидера Канадского рабочего конгресса Хассана Юсуфа, бывшую заместительницу лидера партии Меган Лесли с Ньюфаундленда или же депутата парламента из Монреаля Александра Булериса. В принципе, всем им далеко до покойного лидера НДП, предшественника Малкера Джека Лейтона. Кого бы из них не избрали, им будет трудно проявить себя за время, которое останется до выборов 2019-го года.
Итог съезда НДП в Эдмонтоне монреальская газета The Gazette подвела карикатурой Эслина: некто, согнув колено, стоит на одной ноге и стреляет в эту самую ногу из револьвера, а пуля, отлетая рикошетом от пробитой ступни этой ноги пробивает ступню другой. Другими словами, партия