RSS

ПОСЛЕДНИЙ УЖИН НА «ТИТАНИКЕ»

27 Фев

Тематический вечер с таким названием прошел в апреле 2012 года, спустя 100 лет после гибели «Титаника», в новом зале ресторана «Эрмитаж». По этому случаю стены ресторана были украшены коллекцией картин на тему «Титаника» монреальского художника Михаили Соловьева. Вечер сопровождался конферансом на двух языках: русском и английском. На английском его вел мой бывший ученик и друг Михаил Каллаур. Главным в этом вечере была, разумеется, кухня. Шеф «Эрмитажа» Олег Скобиола восстановил два из трех блюд, которые подавались на «Титанике» для очень состоятельных людей: Устрицы à la russe и бульон consommé Olga. Рецепт устриц на  русский манер был уже опубликован на этом блоге: http://bit.ly/1oKN2Hv  Помещаю видео этого вечера, сделанное Александром Реверсом.

Запись : https://vimeo.com/155261434

 

Впередсмотрящий вовремя увидеть айсберг шансов не имел.

Впередсмотрящий вовремя увидеть айсберг шансов не имел.

Обсуждение вечера с Олегом и Галиной Скобиола

Обсуждение вечера с Олегом и Галиной Скобиола

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

Restaurant Ermitage recreates selected dishes, served at the “Ritz” Restaurant  and in the First-Class Dining Saloon on board of the Great Liner.

The dinner will be accompanied by melodies played by the legendary Titanic orchestra, recorded on the original instruments of the time.

MENU (From the book “Last Dinner on the Titanic” by R.Archbold and D.McCauley, A.Hyperion/Madison Press Book)

Starters:

Flute of sparkling wine “Veuve du Vernay”, Oysters a la Russe, Malpec au Choix  (3 pc)

First Course: Asperges printanières, sauce hollandaise

Second Course: Canapés a l’Amiral, Consommé Olga

Third Course:

Turnedos aux morilles, or Cailles aux cerises, or Poached Salmon with Mousseline Sauce

Fourth Course – Dessert: Orange en Surprise

Price: $ 55 pre-payed, taxes & tips extra

After Dinner: porto, cordials, coffee à la carte

Before the dinner, we suggest that you visit  the Titanic exhibition at the Eaton Centre

Reservations: RESTAURANT ERMITAGE    (514) 735 3886

Крушение «Титаника», смоделированное в реальном времени: http://m.gordonua.com/news/society/krushenie-titanika-smodelirovali-v-realnom-vremeni-video-128939.html

ЭТОТ ВЕЧНЫЙ «ТИТАНИК» …

titanic_sinkingУдивительным образом трагическая гибель «Титаника» у берегов Ньюфаундленда апрельской ночью 1912 года до сих пор продолжает волновать человечество. А ведь это далеко не самая страшная катастрофа на воде. В январе 1945 года советская подлодка тремя торпедами потопила в Балтике германский корабль «Вильгельм Густав», вывозивший солдат и беженцев из Восточной Пруссии. Предположительно, вместе с ним на дно ушли  от 7 700 до 9 400 человек.  На немецком транспорте «Гойя», потопленном советской подлодкой в том же 1945 году, погибло 6 тыс.человек. Кто сейчас помнит «Гойю»?  Тогда  была война, а война все спишет. В 1915 годов у британских берегов немецкой субмариной была потоплена «Лузитания», лучший лайнер компании «Кунард Лайн».  «Лузитания» ушла на дно всего за 19 минут,  унеся с собой жизни  1198-ми человек. Число жертв «Титаника» было ненамногим больше: 1 503 человека. После гибели  «Лузитании» США вступили в Первую мировую войну. Две морских катастрофы разделяют всего три года, но о «Лузитании» тоже все давно забыли. До сего дня трагедия  «Титаника» затмевает собой все остальные. Видимо, это связано с тем, что гибель «Титаника» была первой катастрофой на воде такого масштаба, а также с тем, что с «Титаником» ушла на дно эдвардианская эпоха с ее строгим кодексом поведения и четким делением общества на классы. stairsНа «Титанике» трогательно заботились о пассажирах первого класса и совсем забыли о женщинах и детях третьего. После «Титаника» это все поменялось. О трагедии говорил весь мир.   Я до сих пор помню в коллекции отца одну русскую дореволюционную открытку. На ней был изображен «Титаник», британский и русский трехцветный флаг по углам, и содержался призыв Российского общества помощи жертвам «Титаника» проявить милосердие и помочь несчастным. Даже Россия откликнулась на эту катастрофу!  Открытка эта потом пропала. В моем доме мало ценили такие вещи. А они имеют и вполне материальную ценность.

На аукционе в Нью-Йорке за 14 тыс.долларов было продано письмо, написанное на «Титанике» 10 апреля 1912 года, в день выхода судна из Саузгемптона. Его автор, сотрудник магазина Eaton из Виннипега Джордж Грейм, извинялся перед своим деловым партнером в Берлине, что в спешке забыл выполнить одно обещание. Письмо было доставлено на сушу в Шербуре, где «Титаник» остановился на внешнем рейде, чтобы забрать новых пассажиров. Это было последнее в жизни письмо Джорджа Грейма. Он погиб вместе с «Титаником». На том же аукционе гораздо дешевле – всего за 3.5 тыс. — было продано еще одно письмо, на сей раз парфюмера из Манчестера Адольфа Заальфельда. В письме к своей жене Гертруде  он  описывал прелести нового судна. Разница в цене объясняется тем, что Адольф Заальфельд спасся и умер своей смертью в 1926 году. Его коллекция парфюмерных запахов тогда ушла на дно с «Титаником»,  но в 20000-году была поднята со дна океана и сейчас составила часть экспозиции «Титаника», которая демонстрировалась в Eaton-Centre в Монреале в годовщину столетия гибели легендарного лайнера. Посетители выставки могли убедиться, что парфюмерия Заальфельда  благоухает до сих пор.

НА КАНАДСКОМ БЕРЕГУ

 

Здесь был получен сигнал бедствия.

Здесь был получен сигнал бедствия.

Как это ни странно, в Канаде осталось гораздо больше следов «Титаника», чем, может быть, в самой Великобритании. Начать можно с мыса Рейс на Ньюфаундленде, в двух с половиной часах езды от Сент Джонса на автомобиле, в том числе и по проселочной дороге. Именно там был принят первый сигнал  SOS с «Титаника». Радиорубка до сих пор находится на месте, хоть включай аппаратуру. Теперь это музей. Посетители окунаются в историю почти столетней давности. Только здесь я узнал, что сигнал с «Титаника» принял не радист Джек Гудвин, как это написано во всех книгах, а его родственник-подросток. По правилам, мальчишка даже не имел права подходить к аппарату, потому Гудвин записал этот сигнал на себя. В самом Сент Джонсе, по дороге на Сигнальный холм, где в 1901 году Маркони получил первое трансатлантическое беспроволочное сообщение, расположен небольшой музей «Титаника». Он очень слабый, там почти ничего нет. Зато в Морском музее Галифакса в Новой Шотландии «Титанику» посвящена довольно серьезная экспозиция. В частности, там демонстрируются обломки дубовой обшивки из знаменитого холла с лестницей. Главной достопримечательностью Галифакса по теме «Титаника» остаются могилы жертв катастрофы. Обнаруженные в океане тела погибших были доставлены спасателями именно в Галифакс, ближайший от места катастрофы крупный порт на материке. На трех кладбищах города похоронены либо неопознанные, либо бедные жертвы «Титаника». Компания  «Уайт Стар», которой принадлежал «Титаник», была готова доставить тела погибших назад в Великобританию, но платить за них надо было, как за живых пассажиров! После выхода на экраны фильма «Титаник» Джеймса Камеруна на кладбище «Fairview», где покоится большинство жертв «Титаника», началось паломничество. На  могиле под номером 227  начертано имя: «J.Dawson». Публика подумала, что здесь похоронен герой фильма Джек Доусон. На самом деле, герой выдуманный. В могиле покоится 23-летний Джозеф Доусон, кочегар с «Титаника», выполнявший самую тяжелую работу на судне. graveСреди могил на кладбище есть могила неизвестного младенца.shoes
Надгробную плиту установили члены команды судна «Маккей-Беннет», которое обнаружило тело  ребенка в океане. Мальчику на вид было около 2 лет. Это судно подняло на борт 306 тел. Когда кончилось вещество для бальзамирования, 106 погибших просто похоронили в море. История неопознанного младенца тронула тогда всех. Чиновник, занимавшийся уничтожением личных вещей погибших – а такое распоряжение было дано, чтобы не допустить мародерства и спекуляции – не смог сжечь ботиночки малыша. Нарушив закон, он спрятал их, и лишь внук этого чиновника уже в наши дни передал ботиночки в Морской музей Галифакса. Там они находятся до сих пор. Недавно с помощью ДНК было установлено имя младенца: это был 19-месячный Сидней Лесли Гудвин, младший сын электрика Фредерика Джозефа Гудвина, который с женой и шестью детьми направлялся в город Ниагара Фоллс, где нужен был электрик на электростанцию. Остатки этой электростанции до сих пор сохранились у подковы знаменитого водопада. Семья эта должна была плыть на другом пароходе, но из-за забастовки угольщиков перерегистрировались на «Титаник». Все они погибли.

ПАМЯТНИКИ В МОНРЕАЛЕ

Многие пассажиры «Титаника» первоначально должны были плыть на других судах, но по разным причинам поменяли свои билеты на «Титаник». То же самое сделал житель Монреаля Гарри Маркланд Молсон, может быть, самый богатый человек на судне. Состояние Молсона в нынешнем эквиваленте оценивалось в 1.3 млрд. долларов. По одной монреальской легенде, именно ему принадлежал дом рядом с Российским консульством, который сегодня занимает российское представительство в ИКАО. Это не так. Хозяином этого дома  был другой Молсон, Герберт, а  Гарри Молсон  жил в Вестмаунте  по адресу Edgehill, 2.  Несмотря на свое состояние, Гарри взял на судне довольно скромную внутреннюю каюту, правда, недалеко от знаменитой лестницы, только этажом ниже от главной палубы ресторанов и салонов первого класса. Он в последний момент поменял уже купленный билет на другое судно, когда узнал, что на «Титанике» отправляется в Монреаль его друг по Королевскому монреальскому  яхт клубу майор Артур Пэчен.  Его друг спасся, а Харри Молсон, переживший до этого два кораблекрушения, погиб. В последний раз его видели на палубе, когда он снимал ботинки, чтобы вплавь добраться до корабля, огни которого были видны на горизонте. Увы, при минусовой температуре воды  даже самый крепкий человек может находиться в сознании максимум 20 минут.

"Калифорниан"

«Калифорниан»

На горизонте были видны огни парохода «Калифорниан», который в виду большого количества льда остановился на ночь  в 10 милях от «Титаника». Радист «Калифорниан» пошел спать, отключив приемник, всего за 15 минут до того, как «Титаник» налетел на айсберг. Напрасно с «Титаника» пускали белые ракеты, стараясь привлечь внимание команды видневшегося на горизонте судна. Сигнал опасности – красные ракеты, а их на «Титаник» просто забыли загрузить. Как, кстати, забыли положить бинокль в «воронье гнездо» на фок-мачте, где впередсмотрящие не сумели вовремя разглядеть в ночи темную массу айсберга. На «Калифорниан» думали, что на «Титанике» праздник… А ведь можно было привлечь внимание и другим способом. Пришла бы в голову капитану Смиту мысль разложить на баке тонущего «Титаника» большой костер из мебели, на «Калифорниан» в ясную безлунную ночь его точно бы заметили, и возможно, спасти можно было бы куда больше людей.  Но вернемся к Молсону. Тело его так и не нашли, однако,  мемориальная доска с его именем имеется на монреальском кладбище Mont Royal. Неподалеку есть могила президента железнодорожной компании CN Чарльза Мелвилла Хейса.
CMHays

Чарльз Хейз

Чарльз Хейз

В его время компания называлась Grand Trunk Pacific. Главный оффис компании находился по адресу 360 McGill St. в доме Gerald Godin Building, который построил Хейс.  На «Титанике» он направлялся из Европы на открытие отеля «Шато Лорье» в Оттаве в сопровождении своей семьи, а также секретаря и скульптора Поля Ромена Шеврэ. Сам Хейс, муж его дочери и секретарь погибли, все остальные спаслись, включая и скульптора. В холле отеля  «Шато Лорье», на открытие которого спешил Хейс,   до сих пор взирает на посетителей бюст премьер-министра сэра Вильфрида Лорье работы Шеврэ, а в городе Квебеке около отеля  «Шато Фронтенак»  возвышается величественная статуя Самуэля де Шамлена, в создании которой он тоже принимал участие. В Монреале на улице Viger  перед зданием Union Francaise под номером 429 cлева от главного входа стоит статуя Марианны работы этого же скульптора. На кладбище Notre-Dame-des-Neiges, которое соседствует с  протестантским кладбищем Mont Royal, есть могила 24-х летнего Квигга Бакстера, известного монреальского хоккеиста и владельца  блока «Бакстер» на улице St.Laurent напротив магазина «Словения» – этот блок считают одним из самых первых торговых центров в Северной Америке, так как он объединял под одной крышей 28 магазинов.  В могиле тела Бакстера  нет. Он посадил в шлюпку свою мать и подружку, которую тайно вез в Монреаль из Брюсселя, но сам остался на обреченном судне и бесследно исчез.  Это торговое здание, а также дом Бакстеров на улице Sherbrooke под номером 1201 в восточной части — памятники монреальским жертвам «Титаника». Таких памятников, на самом деле, довольно много. В здании под номером 333 на улице de la Commune в Старом городе  располагалась мореходная компания «Аллан»,  и там приняли первое телеграфное сообщение с судна этой компании «Вирджиниан» c просьбой позволить пароходу изменить курс для помощи терпящему бедствие «Титанику». Компания тотчас же сообщила о столкновении «Титаника» с айсбергом в монреальскую «Газетт». Таким образом, наша газета самой первой в мире узнала о случившемся.

Банк Молсона

Банк Молсона

В Старом городе на улице St.Jacques W., 288  до сих пор cтоит здание с надписью Molson Bank. Этот банк наряду с пивоварней принадлежал Гарри Молсону. А неподалеку, в здании нынешнего банка CIBC под номером 265 на той же улице, в первой половине прошлого века находилась контора компании «Уайт Стар», где продавались билеты на «Титаник».

Монреальский музей изящных искусств

Монреальский музей изящных искусств

Фризы на старом здании Музея изящных искусств на улице Sherbrooke выполнены иммигрантом из Венгрии, резчиком по камню Леопольдом Вейцем. Он погиб, и тело его покоится в безымянной могиле на кладбище Baron de Hirsh на улице de la Savanne. Вейц был не единственным евреем-пассажиром «Титаника», направлявшимся в Монреаль. В списке пассажиров третьего класса числился Давид Авраам Лившин. Вполне возможно, он был выходцем из Российской Империи. Еврейская иммиграция в Северную Америку тогда уже шла полным ходом. Во всяком случае, на «Титанике» предлагали кошерную кухню.

 

УСТРИЦЫ A LA RUSSE

Кстати, о кухне. Монреальский ресторан «Эрмитаж» провел тематический вечер «Последний ужин на «Титанике». Гостям был преложен  выборочный обед из блюд, которые были на «Титанике»  в меню ресторана à la carte и  в салоне первого класса. Действо  совершалось под музыку, которую играл на палубе тонущего корабля его легендарный оркестр. Такое в Монреале один раз уже было, только без музыки.   В этой связи необходимо вспомнить еще одну достопримечательность Монреаля, связанную с «Титаником»: гостиницу «Ритц Карлтон» на улице Sherbrooke. Мало того, что гостиница была построена в том же 1912-ом году, что и «Титаник». Именно британская компания «Ритц» оформляла  и обслуживала на судне ресторан à la carte  и салон первого класса. До сих пор угадывается сходство интерьеров ресторана Кафе де Пари в «Ритц-Карлтоне»  и ресторана  «Ритц» на Титанике. На судне, кстати, было кафе с почти таким же названием: «Кафе Паризьен». Все рецепты своей кухни шеф-повар лондонского отеля «Ритц» Огюст Эскофье тщательно записал. В 1985 году они были изданы в книге издательства  Мэдисон Пресс «Последний ужин на «Титанике». В книге предлагалось устроить ужин наподобие того, каким в роковой вечер накануне трагедии семья филадельфийских миллионеров Вайденеров потчевала капитана Смита.  Так вот, в 1997 году, в 85-ю годовщину гибели «Титаника» в ресторане гостиницы «Ритц Карлтон» предлагали ужин, составленный из блюд, которые подавались на «Титанике» в пасхальное воскресенье 14 апреля 1912 года. Меню, признаться,  было скудным, хотя полный ужин на «Титанике» в наши дни не осилит уже никто: в салоне первого класса он состоял из 11-ти блюд. «Ритц» ограничился гороховым супом «Сен Жермен», турнедо из говядины со сморчками и десертом «апельсин-сюрприз».  Кроме десерта, ничто другое тогда на меня лично впечатления не произвело. Гороховый суп есть гороховый суп, хотя его и готовили с мадейрой. Сморчки в турнедо присутствовали лишь намеком. Ужин в «Эрмитаже» оказался куда более интересным. Меню, в котором есть спаржа в соусе холландез, канапе «Адмирал» с креветками и икрой летучей рыбы, и выбор между турнедо со сморчками, перепелками в вишне и лососем в соусе мусселин, выглядит явно богаче. Надо отметить, что в ту эпоху русская кухня уже была достаточно знаменита, чтобы лучшие рестораны мировых столиц отводили ей место в своих меню. На «Титанике» в меню первого класса и в ресторане à la carte были три блюда, навеянных русской кухней: заливное из перепелиных яиц с черной икрой, устрицы по-русски и суп-консоме «Ольга» из визиги. Два последних были предложены «Эрмитажем». Понятно, что визигу в наши дни достать уже практически невозможно, хотя на «Титанике» она была. Перед приготовлением ее 5 часов вымачивали и 3 часа варили, пока она не приобретала вид желе. В уже упомянутой книге визигу предлагают заменить морскими гребешками, утверждая, что они делают вкус консоме еще нежнее. Удивительным образом в «Эрмитаже» визига имеется, но для нежности в бульон были добавлены и гребешки. Завершил ужин тот же самый знаменитый десерт «Титаника», что подавался в «Ритце»: «апельсин-сюрприз».  Блюда, поданные в «Эрмитаже»Ю были  вкуснее оригинальных хотя бы уже потому, что на «Титанике» не было вырезки такого качества, какое бывает только у говядины из Альберты. В Англии, увы, мясо просто невкусное. Не было наверняка на судне  и столь свежей спаржи. Транспорт в наши дни работает куда эффективнее и, говоря о «Титанике», надежнее.

Устрицы по-русски, как они подавались в "Эрмитаже"

Устрицы по-русски, как они подавались в «Эрмитаже»

 

Крушение «Титаника», смоделированное в реальном времени: http://m.gordonua.com/news/society/krushenie-titanika-smodelirovali-v-realnom-vremeni-video-128939.html

ГАЛЕРЕЯ КАРТИН МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА

Порт Саутгемптон, субоота 6 апреля.Oil on wood, 36 x 24 inch, 2012.

Порт Саутгемптон, субоота 6 апреля.Oil on wood, 36 x 24 inch, 2012.

Выход из Квинстауна. 11 апреля. Oil on wood, 30 x 30 inch, 2012

Выход из Квинстауна. 11 апреля. Oil on wood, 30 x 30 inch, 2012

Игра дельфинов. 13 апреля. Oil on wood, 30 x 30 inch, 2012

Игра дельфинов. 13 апреля.
Oil on wood, 30 x 30 inch, 2012

Последний заход солнца 14 апреля. Oil on wood, 24 x 48 inch, 2012

Последний заход солнца 14 апреля. Oil on wood, 24 x 48 inch, 2012

 

 

 

Впередсмотрящий Фредерик Флит. 14 апреля 1912, 23 часа 35 минут. Oil on wood, 36 x 24 inch, 2012

Впередсмотрящий Фредерик Флит. 14 апреля 1912, 23 часа 35 минут. Oil on wood, 36 x 24 inch, 2012

Президент комании Уайт Стар Джозф Брус Истмэй поднимает тост за непотопляемый корабль. 14 апреля. Oil on wood, 24 x 24 inch, 2012

Президент комании Уайт Стар Джозф Брус Истмэй поднимает тост за непотопляемый корабль. 14 апреля. Oil on wood, 24 x 24 inch, 2012

Cто лет спустя... Oil on wood, 24 x 24 inch, 2012

Cто лет спустя…
Oil on wood, 24 x 24 inch, 2012

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: