RSS

КАНАДА В ЯНВАРЕ 2016

15 Янв

Монреаль против трубопровода. Цены на бензоколонке. Чрезмерный Убер.

НЕФТЬ ХОТИМ, ТРУБОПРОВОД — НЕТ

Energy EastПрошло совсем немного времени с тех пор, как мэр Монреаля Дени Кодерр, невзирая на протесты побороников окружающей среды, распорядился открыть сливные канализационные трубы и направить сточные воды без очистки прямо в реку Святого Лаврентия.  Эта неизбежная мера была вызвана необходимостью перенести в другое место снегозаборник и отремонтировать сточный коллектор. Избежать выброса нечистот в воду можно было лишь построив параллельный коллектор, что по понятным причинам было нереально. Зато на днях мэр Кодерр загладил свою вину перед   экологами. Он объявил, что Монреаль и Монреальское сообщество муниципалитетов, в которое входят 82 города, решили выступить против строительства нефтепровода в национальном проекте Energy East.

Этот грандиозный строительный проект стоимостью в $15.7 млрд. позволил бы поставлять сырую нефть из Альберты на терминал в Нью Брансуике, откуда она направлялась бы на экспорт. Согласно плану, около ста километров трубопровода прошли бы по территории 10 квебекских  муниципалитетов, включая Монреаль, Лаваль, Террбонн и Мирабель. По словам Кодерра,  решение отказаться от строительства  нефтепровода было принято после консультаций с общественностью из-за опасений, что трубопровод может нанести вред экологии. Риск возможной экологической кататрофы, считает мэр, превышает соображения выгоды. К тому же эта выгода будет ничтожной. Мэр Лаваля Марк Демер добавил, что в случае, если нефтепровод будет построен, существует вероятность разлива нефти  в реку Святого Лаврентия.

Согласно опросу общественного мнения, проведенного в Монреале и его окрестностях по заказу организаций защитников окружающей среды Greenpeace, Équiterre и  фонда Дэвида Сузуки, 60% опрошенных высказались против проекта.

Компания TransCanada, которая осуществляет строительство трубопровода указывает, что транспортировка нефти по трубопроводу почти в 5 раз безопаснее, чем ее перевозка по железной дороге в цистернах. К таким выводам  пришли в 2013 году специалисты Института Фрезера. Понимая озабоченность безопасностью экологии, TransCanada уже отказалась от намерения построить нефтяные терминалы в городе Квебеке и в Какуне ниже по течению реки Святого Лаврентия.  Вместо них остановились на Нью Брансуике.

Квебек лишился возможности создать новые рабочие места и получать доход от обслуживания инфраструктуры. При этом без нефти провинция обойтись не может. Ни Дени Кодерр, ни мэры других квебексих городов, ни поборники окружающей среды на лошадях не ездят. Они заправляют свои машины бензином. Нефть в Квебек все равно идет, только не из Альберты, а из Саудовской Аравии и других стран. Причем, доставляется она по реке Святого Лаврентия в танкерах, которые представляют собой куда большую угрозу реке, чем трудбопровод. Досаточно вспомнить крушение на Аляске в 1989 году супертанкера Эксон Вальдез. Ущерб от выброса нефти – а ее вылилось свыще 40 млн. литров — был огромный.  Нефтяное пятно разлилось на 28 тыс. кв.км, и нефтью было загрязнено около двух тысяч километров береговой линии. При перегоне нефти по трубопроводу такого произойти не может.

Альберта ищет любую возможность для экспорта своей нефти. В ноябре Соединенные Штаты окончательно похоронили проект трубопровода Keystone X, по которому канадская нефть шла бы  на юг США. Кроме того, Альберта никак не может договориться о строительстве трубопровода к западному побережью Канады. Проект вызвал резкую оппозицию живущих в Британской Колумбии индейцев.

Деловые круги, включая квебекский Совет предпринимателей (Conseil du patronat) и Торговый совет монреальского сообщества высказались за строительство трубопровода, так как он создаст тысячи новых рабочих мест и обеспечит работой нефтеочистные заводы в восточной части острова Монреаль. В поддержку трубопровода высказались премьеры западных канадских провинций Альберты и  Саскачевана, а также провинции Онтарио. Организация Canada West Foundation с центром в Калгари опубликовала доклад, согласно которому каждый день задержки строительства нефтепровода обходится канадской казне в $30 — $70 млн.долларов. Решение Сообщества канадских муниципалитетов для компании TransCanada  неприятно, но не фатально: оно не носит обязательного характера и может быть отменено решением федерального правительства. Скорее всего, тем дело и кончится.

 

ЦЕНА БЕНЗИНА НА БЕНЗОКОЛОНКЕ

Резкое падеие цены на нефть в последние месяцы значительно обесценило канадский доллар, но имело и положительный эффект. В послднее время на некоторых квебекских бензокалонках стоимость литра бензина опустилась ниже одного доллара.  В опубликованном на днях докладе Банка Канады указывается, что со времени самого высокого пика цены на нефть в июне 2014-го года, ее стоимость понизилась сегодня  на 75%. Речь идет о нефти-сырце. На бензоколонках мы наблюдаем совсем иную картину.

В декабре прошлого года средняя цена на бензин составила в Канаде $1.02 за литр. Тогда нефть стоила 37.21американских долларов за баррель. Когда в феврале 2009 года  стоимость барреля нефти была даже чуть выше — $39.09, средняя цена бензина на бензоколонке составляла 85 центов за литр.

Специалисты указывают, что такое несоответствие объясняется низкой стоимостью канадского доллара и повышением налогов на бензин. Правительства всех уровней, вплоть до муниципальных, постоянно вводят новые «экологические» и «транспортные» налоги на бензин. Якобы это делается для защиты окружающей среды и развитие транспорта, но на самом деле эти налоги просто пополняют правительственную казну. Правительствам высокая цена на нефть выгодна, и они вряд ли будут расследовать даже очевидное мошенничество с ценообразованием. В Монреале и Ванкувере существуют собственные городские налоги на бензин. Водители Ванкувера платят около 48-ми центов за литр бензина в виде налога, главным образом из-за того, что город ввел так называемый carbon tax — налог на выброс углеродов. Он составил 6.7 центов за литр. Монреальские водители платят приблизительно такой-же налог.

В Торонто городских налогов на бензин нет, но все равно с 2009-го года, налог на бензин вырос там на 8.5 центов за литр. С  2009-го года налог на бензин в городе вырос до 37 центов за литр. Из них федеральный налог составляет 10%, а провинциальный – 14.7% Нефтеперерабатывающие заводы, со своей стороны, тоже повысили цены за свои услуги. В силу всех этих обстоятельств мы и не видим значительного снижения цен на бензоколонках.

 

 

ВОТ ТЕБЕ И UBER!

UBERКомпания Uber, предоставляющая услуги по перевозке пассажиров, загрузивших в свои мобильники специальное приложение, явно взяла свое название  с немецкого слова über. Помимо значений «через» и «с помощью» у этого слова есть еще одно: «превыше». Вспомним слова немецкого гимна: «Дойчланд, дойтчланд юбер аллес… Германия превыше всего! Явный намек на то, что компания Убер превосходит своего главного конкурента – такси. Убер быстро распространился на 60 стран мира, и мне лично довелось быть свидетелем вызова машины Убер в Санкт-Петербурге. Мой приятель в считанные секунды вызвал машину по мобильнику, получил данные о том, какого цвета эта машина и как зовут водителя, а потом отслеживал ее движение по тому же мобильнику. Через три минуты машина была на месте, и мы доехали до места назначения за вполне умеренную цену.

Главное преимущество Убер было в том, что проезд на ее машинах стоит чуть ли не в два раза дешевле, чем на такси, а машина подавалась просителю за считанные минуты. Мы уже писали о том, что появление Убер вызвало массовые протесты таксистов. Традиционные такси оказались перед лицом Убер неконкурентноспособными. Служба такси регулируется государством. Таксистам необходимо приобретать лицензии за $200 тыс., либо брать их в наем за $500 в неделю. Кроме того, таксистам надо платить за страховку пассажиров. Для водителей Убер достаточно иметь машину, и это все. Никаких лицензий и страховок. По понятным причинам власти заняли сторону такси. Эта служба приносит доход в казну. В Монреале Убер был объявлен вне закона, но, несмотря на штрафы и конфискации сотен машин, Убер продолжает благополучно функционировать. Некоторые мои монреальские знакомые этой службой активно пользуются.

Неожиданно в новогоднюю ночь Убер нанес своим клиентам большой удар. Служба позволила небывалый скачок цен (surge pricing). Cтоимость проезда вместо десятков долларов составила сотни, а иной раз могла перевалить за тысячу. Пассажир Маттью Линдси в Эдмонтоне за проезд на машине Убер с одного конца города в другой получил счет на сумму в тысячу сто с лишним долларов!  В его случае счет выглядел таким образом: Время поездки: 21.44. Нормальная плата: $125.08. Надбавка (Surge) x 8.9 — $998.13. Итого: $1113.21

Особенно умиляют в этом счете центы. На эти деньги можно было слетать в Париж! После жалобы клиента Убер смилостивился и скостил стоимость этой поездки наполовину. Клиент все равно остался недоволен.

Обиженные обратились в службу защиты потребителей, но там развели руками: служба может вмешаться, когда продавец явно обманывает покупателя, но в данном случае между водителем и пассажиром действует посредник – собственно служба Убер. По закону сделать с посредником ничего нельзя.

На помощь пострадавшим пришли адвокаты. Квебекская юридическая клиника Juripop направила компании Убер официальное уведомление с требованием вернуть переплаченные деньги пассажирам, которые заплатили за проезд в новогоднюю ночь свыше нормальной цены. Юридическая клиника готовит массовый иск. Президент Juripop Марк-Антуан Клутье назвал практику резкого повышения цен грубым обманом пассажиров. Директор конторы Жульен-Давид Пеллетье сообщил, что если дело дойдет до суда, его адвокаты поднимут законы провинции Квебек о защите потребителей и квебекский уголовный кодекс. Он назвал контракт между пассажиром и  компанией Убер договором присоединения, условия которого не могут меняться произвольно без согласия клиентов.

Жалобщиков уже набралось десятка два, и их число, скорее всего, будет расти. В числе клиентов юридической конторы находится жительница Квебека Катрин Папийон. Она проехала на машине Убер 10 км. Вместо нормальной платы в $10 с нее взяли $97.18. Она говорит, что заметила на своем мобильнике цифру 8.9 после знака умножения, но не знала, что это означает повышение тарифа почти в 9 раз. Водитель ей сказал, что проезд будет стоить $36. Во многих случаях водители называли примерную плату гораздо ниже той суммы, которую Убер затем снимал с кредитной карточки пользователя. Видимо, они сами не знали о столь резком скачке цен. Надо отметить, что во многих случаях после жалобы на непомерно высокую плату за проезд компания Убер сокращала счет на 25%.

Пока суд да дело, возмущенные клиенты Убера выражают свое недовольство в соцсетях. Один из них пишет о том, что проезд из Монреаля в Лаваль стоил ему $500, другой проехал всего несколько километров и выложил $700. За эту сумму можно было бы снять шикарный отель в центре города с изысканным завтраком. При этом еще бы остались деньги на такси на следующий день.

У компании Убер есть свои объяснения произошедшего. По словам ее представителя Жан-Кристофа де Ле Рю, целью компании было доставить машину клиенту в течение 5 минут, что и происходило. В часы пик это стоит дороже. Все это объяснялось клиентам, и у них был выбор: одобрить повышение цены либо подождать. Убер был готов им сообщить, когда цены упадут. Большинство пассажиров приняли эти условия. Жан-Кристоф де Ле Рю подчеркнул, что услугами его компании в новогоднюю ночь воспользовались десятки тысяч монреальцев, и лишь маленькая их часть предъявила потом претензии. По его данным, в большинстве случаев плата за проезд возросла в два с небольшим раза, а среднее время ожидания машины было чуть больше 4 минут. Уставших и подвыпивших гуляк, желавших как можно скорее попасть домой, такой расклад устраивал. Другие в алкогольном угаре просто не сообразили, в чем дело.taxi

Надо добавить, что Убер повышал цены в новогодние праздники и в других городах мира. В Москве компания заранее сообщила, что проезд в новогоднюю ночь будет стоить в два с небольшим раза больше, и возражений клиентов не последовало. Тем не менее, репутации Убер, как более дешевой, чем такси, и оперативной службе перевозки пассажиров был нанесен большой удар. Монреальская газета Gazette поместила свою редакционную статью на эту тему под заголовком «Будущее Убер». Газета призывает правительство незамедлительно регулировать службу Убер и помочь таксистам, выкупив у них дорогостоящие лицензии.

Advertisements
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: