RSS

ЗАПРЕТ НА ИСЛАМСКИЙ ЦЕНТР

15 Фев

ВНОВЬ О КВЕБЕКСКИХ ЦЕННОСТЯХ

Хамза Шауи

Хамза Шауи

Опять оказалось востребованным мнение профессора философии университета МакГилл Чарльза Тейлора и социолога Жерара Бушара, возглавивших восемь лет тому назад комиссию Бушара-Тейлора о разумном обустройстве иммигрантов. В свое время правительство Жана Шаре поручило им подготовить соответствующий доклад. Это была первая попытка правительства выработать политику по интеграции иммигрантов во франкоязычное квебекское общество.  Но иммигранты до сих почему-то продолжают цепляться за свои традиции. Более того, как показали теракты в Сен-Жан-сюр-Ришельё и в Оттаве, совершенные в октябре прошлого года, идеи исламского радикализма могут найти своих адептов даже среди урожденных кебекуа.

На прошлой неделе двух известных академиков Бушара и Тейлора пригласили дать показания в комитете Национального собрания по иммиграции. Они посоветовали правительству Филиппа Куйяра принять законодательство по терроризму и секуляризму, но рассмотривать эти вопросы отдельно. В этом они сходятся во мнении с самим премьером. Тот пообещал во время принятия законов не смешивать иммиграцию и терроризм.  Сделать это будет непросто, так как меры по борьбе с терроризмом не должны противоречить Квебекской Хартии прав и свобод. «Мы не будем шпионить в школах, церквах или в баре «Cages Aux Sports», — пояснил Жерар Бушар на пресс-конференции в городе Квебеке. Есть и другие способы борьбы с радикализмом.

Один такой способ был недавно опробован через  городское законодательство.  Можно просто не допустить открытие спорного общественного центра, если существует подозрение, что там будут проповедоваться идеи, не принятые в квебекском обществе. Именно это произошло с монреальским имамом Хамзой Шауи  (Hamza Chaoui), который вознамерился открыть исламский культурный центр на улице Grosbois в округе Мерсье-Хошелага-Мезонев. После того, как на своей странице в Фейсбуке он выразил мнение, что «ислам и демократия – это параллельные линии, которые никогда не пересекутся, так как демократия позволяет выборы неверных, гомосексуалистов либо атеистов, отрицающих существование Аллаха».  Узнав от этом, горсовет предместья приостановил выдачу лицензий на открытие общественных и культурных центров до тех пор, пока не будет пересмотрено законодательство о зонировании. По словам мэра муниципалитета Мерсье-Хошелага-Мезонев Реаля Менара, депутаты горсовета  хотят  разобраться, где кончается культурный центр и  где начинается дом молитвы. В течение трех месяцев будет принят закон, запрещающий преподавание религии в общественных центрах. Решение муниципального совета не позволить Шауи открыть исламскмий общественный центр  поддержали, как мэр Монреаля Денис Кодерр, так  и премьер Квебека Филипп Куйяр. Кодерр при этом назвал Шауи «агентом радикализации и подстрекателем социальных волнений». Премьер Квебека признал, что вопрос свободы слова – дело деликатное, но поддержал решение муниципальных властей, как разумную меру по обеспечению общественного порядка и недопущению радикализации молодежи. Куйяр назвал замечания Шауи гомофобскими, сексистскими и противоречащими канадским ценностям. Франсуа Лего, лидер оппозиционной партии Коалиция за будущее Квебека, на фоне скандала с Шауи призвал Куйяра незамедлительно представить на рассмотрение Национального собрания обещанный законопроект по секуляризму.

Хамза Шауи – фигура противоречивая даже в самом мусульманском сообществе. Он родился в Морокко,  учился в университете Лаваль на инженера-электрика. В университете возглавил ассоциацию мусульманских студентов. Один из членов этой ассоциации, Чихеб Эссегхайер сейчас находится под судом по обвинению в подготовке два года тому назад теракта на поезде Via Rail. Шауи также проповедовал в мечети городка Сен-Жан-сюр-Ришельё, прихожаниным которой был обращенный в ислам Мартэн Кутюр-Руло – убийца канадского военнослужащего Патриса Винсена.

Газеты писали, что за радикализм Шауи исключили из числа прихожан мечети в Анжу. Можно полагать, что правоохранители имеют все основания следить за деятельностью этого исламиста.

При всем том у  меня лично нет никакого сомнения в том, что большиниство канадских имамов разделяют взгляды Шауи на так называемые западные ценности. Да и не только они. Взгляды многих представителей консервативных религизных деноминаций на такие проблемы, как однополые браки, аборты и  роль женщины в обществе могут быть весьма схожими. Англикане недавно допустили епископское служение женщин, но у католиков и православных этот вопрос даже не поднимается. У хасидов принято, чтобы женщина шла по улице не рядом с мужчиной, а не некотором расстоянии сзади. Все это противоречит канадским ценностям, но существует на практике.

Поэтому правощатиники со скептицизмом отнеслись к инициативе муниципального совета Мерсье-Хошелага-Мезонев. Они вспомнили квебекский закон «Padlock law» 1937 года времен правления Мориса Дюплесси. Закон давал право полиции вешать замок на любое здание, которое использовалось для пропаганды коммунизма.  В 1957 году Верховный суд Канады отменил этот закон. Известный конституционный адвокат Юлиус Грей считает, что муниципальное законодательство не должно применяться, как средство борьбы с противоречивыми религиозными взглядами. Получается, что по примеру Шауи в изгоя может превратиться любой человек  за взгляды, которые на данном этапе не соответствуют квебекским ценностям. Например, сторонник смертной казни или даже противник эвтаназии. Как известно, на днях Верховный суд Канады отменил запрет на медицинскую помощь в добровольной эвтаназии. Все опять упирается в свободу слова.

На своей страничке в Фейсбуке Хамза Шауи выступил с резким опровержением обвинений по своему адресу со стороны мэров Реаля Менара и Дени Кодерра. Он заявил, что никогда не был «агентом радикализации», не проповедовал ненависть или насилие и всегда призывал молодежь интегрироваться в квебекское общество. Шауи обвинил прессу и политиков в разжигании исламофобии, а также в том, что все приписываемые ему цитаты были вырваны из контекста. Он заявил, что его проповеди основаны на Коране и учении пророков, которому следуют большинство мусульман-шиитов и которое похоже на то учение, которое лежит в основе христианской и иудейской традиции. Хамза Шауи потребовал от Менара и Кодерра извинений. Если дело дойдет до суда, то не исключено, что Хамза Шауи этот суд выиграет.

 

Advertisements
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: