RSS

КОНЦЛАГЕРЯ В КАНАДЕ

28 Авг

«Наша Газета» №726, август 2014г., Монреаль.

Украинцы в канадском лагере

Украинцы в канадском лагере

Сто лет тому назад началась Первая мировая война, завершившаяся крушением трех великих империй и обернувшаяся трагедией для многих народов. Начало этой войны во многих городах Канады отметили канадцы украинского происхождения. По всей стране были открыты сто мемориальных досок, посвященных памяти жертв концентрационных лагерей для выходцев из Галиции и Буковины. В Монреале мемориальная доска была установлена в греко-католическом храме Св. Архистратига Михаила на улице Ибервиль.  Эта старейшая украинская униатская церковь Монреаля была основана в 1911 году. Вскоре после начала Первой мировой войны ни в чем не повинные иммигранты с территории тогдашней Австро-Венгрии были объявлены врагами британской короны. К 1914 году в Канаде  насчитывалось 171 тыс. выходцев с Западной Украины. Иммиграция украинцев в Канаду началась в 1891 году. Истощенные многочисленными поборами австрийских властей жители Галичины массами переселялись в Канаду, где налогов в те времена не было вообще. Большинство из них работали на стройках и на заводах в Квебеке, Онтарио, Манитобе и Альберте. 

Это было время становления украинского самосознания. Процесс был запущен властями Австро-Венгрии, задавшимися целью разрушить единый русский мiр. Жителям Галиции внушали, что они  образуют отдельную нацию – украинцев. Далеко не все жители Галиции были тогда с этим согласны. После начала войны тех, кто продолжал называть себя русскими, интернировали в концлагере  Талергоф в Австрии.

Лагерь Талергоф под Грацем

Лагерь Талергоф под Грацем

Сегодня на месте этого лагеря и кладбища при нем находится аэропорт города Граца. Условия жизни в Талергофе были  ужасающими. До начала зимы 1915 года лагере не было даже бараков: люди спали прямо на голой земле, иногда даже без подстилок. Смертность среди узников была высокой. Признание концлагерей для украинцев в Австро-Венгрии  случилось раньше, чем в Канаде. В 1934 году на Лычаковском кладбище во Львове был сооружен черный гранитный обелиск с  белым православным крестом и надписью: «Жертвам Талергофа. 1914-1918. Галицкая Русь».Памятник во Львове

В Канаде становление украинской идентичности, как и на родине,  тоже носило постепенный характер. Как мне  рассказывал в конце 70-х годов один канадский старожил, перед Первой мировой войной в Монреале выходила газета для иммигрантов с Украины. Монреаль служил для них своебразным перевалочным пунктом. Сначала газета была русскоязычной и называлась «Русский голос», потом сменила свое название на «Руський голос», затем, незадолго до закрытия,  перешла на украинский язык и, кажется, еще раз  сменила название уже на чисто украинское. Найти следы этой газеты мне не удалось. В тот же период многие украинские греко-католики возвращались в православие. У того поколения в  памяти еще сохранялась борьба Червонной (Галицкой) Руси  против насильственного окатоличивания. Таким образом возникла Украинская Православная Церковь Канады, находящаяся сейчас под омофором Константинопольского патриарха. Интересно, что основатели этой церкви  в поисках епископского возглавления обратились первоначально к русскому епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому).  Несмотря на то, что епископ Александр сам активно занимался обращением в православие украинских греко-католиков и был  редактором украиноязычной газеты «Світло», он, сначала было согласившийся возглавить их общину, впоследствии все же отказался это сделать. В то время существование отдельной украинской православной церкви мыслилось с трудом. Памятники тех турбулентных лет сохраняются у нас до сего дня. В монреальском предместье Лашин на 6-ой авеню расположен основанный в 1911 году буковинский храм св.Иоанна Сочавского. Его прихожане остались в традиции русского православия и относятся к юрисдикции Русской православной зарубежной церкви Московского патриархата. Часть прихожан этой церкви в свое время не согласились с этим решением и  буквально за углом, на улице Сент-Антуан основала свой приход св.Юрия в юрисдикции Украинской Православной Церкви. На другой стороне этого квартала, на улице Прово, стоит величественный храм св. Василия Великого Греко-Католической Украинской Церкви. Так, на небольшом пяточке ныне мирно уживаются три прихода двух деноминаций и трех разных юрисдикций выходцев с Западной Украины.

Епископ Греко-Католической церкви Никита (Микита) Будка

Епископ Греко-Католической церкви Никита (Микита) Будка

Плохую службу перед началом Первой мировой войны сослужил канадским украинцам греко-католический епископ Канады Никита Будка. Это был выдающийся архиерей униатской церкви. Уроженец села Драгомирка в Галиции, он в юности связал свою жизнь с Австро-Венгрией и с католичеством: после окончания средней школы он служил в австрийской армии, затем получил богословское образование в Инсбруке и был рукополежен в священники галицким митрополитом  Андреем Шептицким, долголетним предстоятелем украинской униатской церкви на Западной Украине. Епископ Никита  уделял большое внимание окормлению украинской диаспоры за океаном, и  в 1912 году был назначен римским папой Пием XI епископом для украинских греко-католиков в Канаде. Незадолго до Первой мировой войны он опрометчиво обратился к своей пастве с пастырским посланием, призвав канадских украинцев встать под знамена императора Франца-Иосифа. После начала войны еп.Никита отказался от этого послания, но было поздно. Согласно положению Закона о военных мерах 1914 года (War Measures Act), в Канаде были открыты 24 концлагеря для выходцев с территорий Австро-Венгерской Империи.  Первый лагерь в Виннипеге принял первых интернированных уже 1 сентября 1914 года. Последние лагеря – в Верноне в Британской Колумбии и в Капускасинге в Онтарио – закрылись в феврале 1920 года, почти  полтора года спустя после окончания войны! В этих лагерях, разбросанных по всей Канаде от  Новой Шотладнии и Квебека до Британской Колумбии,  были интернированы свыше 8.5 тыс. «вражеских иностранцев», в том числе более 5 тыс. украинцев. В отличие от этнических немцев, выходцев с Украины содержали в полуголодных условиях, заставляя выполнять тяжелую работу. Оставшиеся на свободе украинцы был вынуждены регулярно отмечаться в полиции.  Меры, которые приняло канадское правительство того времени по отношению к украинцам, явно не справедливы. Никакой лояльности автрийскому императору эти люди не питали. Это были простые труженики, которые бежали в Канаду от унизительных условий жизни у себя на родине. Досточно сказать, что австрийские власти в Галиции обкладывали налогом не только каждую курицу, но и каждое яйцо, которое, по их подсчетам, эта курица могла бы снести. Мы не знаем, была бы участь украинцев в Канаде другой, если бы еп.Никита Будка не выступил со своим пастырским посланием. Сам он интернирования избежал, но впоследствии ему пришлось испить  чашу страданий до конца.  В 1928 году  епископ Будка вернулся во Львов, где он продолжил служение. В  апреле 1945 года он вместе с другими епископами Украинской грекокатолической церкви был арестован советскими спецлужбами. Суд приговорил его к 8 годам лагерей особого режима. Никита Будка не вынес тяжелых работ и  умер под  Карагандой в 1949м году.  Папа римский Иоанн Павел II, посетивший Украину в 2001 году, причислил епископа-мученика к лику блаженных. Что же до украинских канадцев, то они в течение десятилетий добивались от канадского правительства справедливости, пока, наконец,  в мае 2008 года правительство Харпера не учредило  Фонд  признания несправедливого интернирования во время Первой мировой войны на сумму в 10 млн. долларов. Средства находятся в управлении канадского фонда Тараса Шевченко. На проценты с этой суммы осуществляются мероприятия в память тех, чьи гражданские права и свободы были нарушены несправедливы интернированием во время Первой мировой войны.

 

Реклама
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: