RSS

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СКИТУ

27 Авг

«Наша Газета» №726, август 2014г., Монреаль.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СКИТУ

Крестный ход  в скиту, 2009 г.

Крестный ход в скиту, 2009 г.

В минувшее воскресенье в Свято-Преображенском скиту в Мэнсонвилле состоялся традиционный храмовой праздник. На сей раз он был отмечен настоящим чудом: прибывшая в храм из Монреаля мироточивая Державная икона Божией Матери источала миро столь обильно, что люди, стоявшие чуть слева, где не было отблесков от стекла, ясно могли видеть стекавшие по иконе ручейки. Я лично очень благодарен старосте, что от позвал меня и подвел именно к этому месту. В остальном все было празднично и, как обычно, напоминало сцену, которая могла бы происходить где-нибудь в российской глубинке: звучал благовест, был крестный ход,  освещение воды и плодов, панихида у могилы последего главы исторической Зарубежной Церкви (РПЦЗ) митрополита Виталия (Устинова) и окропление могил на кладбище. Возглавлял богослужение архиепископ Владимир (Целищев). Завершил праздник традиционный постный обед, которым сестричество угощало  всех желающих. Уверен, что  этот обед, как всегда,  был вкусным. Я пишу «уверен», потому что на сей раз я решил от него воздержаться из-за одного печального обстоятельства. Можно было бы об этом не писать, но оно касается не только меня, но и многих других. Сначала маленькое пояснение.

В свое время я тоже находился в юрисдикции РПЦЗ (В), то есть, в одной церкви с архиепископом Владимиром. В какой-то момент собор этой церкви принял решение,  в котором не только Московская Патриархия, но поименно и все прочие юрисдикции русской истинно-православной церкви, бывшие некогда в сослужении с исторической РПЦЗ, были объявлены раскольниками, а значит, лишенными благодати. Вспомним, что историческая Русская Православная Церковь за границей никогда не выносила суждение об отсутствии благодати даже в МП, не говоря уже о других православных церквах, с которыми она не сослужила.  Некоторые  прихожане усмотрели в этом решении признаки православной секты и перешли под омофор архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), возглавляющего Русскую Истинно-Православаную Церковь. Я последовал за ними, хотя и сознавал, что лично для вл.Владимира я сразу же превратился в отступника. Замечу, что при этом у меня до сих пор сохраняются самые дружеские отношения с  многими членами его монреальского прихода. В глубине души я до сих пор считаю этот приход своим и надеюсь, что наше разделение носит временный характер. Сейчас в святооческом православии намечается процесс сближения. Объединились два старостильных греческих синода, прозвучал призыв к объединению в двух русских истинно-православных церквах – РПАЦ и РИПЦ. Проблема РПЦЗ (В) заключается в правящем архиерее и в экклесиологии его синода.

Аорхиепископ Владимир

Аорхиепископ Владимир

В прошлом году на празднике Преображения я заметил, что мне и моим друзьям вл.Владимир позволил поцеловать крест, но воздержался от окропления нас святой водой. На сей же раз, когда я подошел к кресту и поздравил владыку с праздником, он слегка отстранился и сказал: «Вы что, опять заходите в ту же самую воду?  Мы же с Вами не находимся в общении! – Так Вы и к кресту не позволите подойти?, — спросил я – Не позволю!», — ответил вл.Владимир и прижал крест к груди, словно опасаясь, что я попытаюсь прыгнуть и его поцеловать.

Чтобы было понятно дальшейшее, я вновь должен сделать краткое отступление. Нечто подобное у меня уже было. Летом 2001 года архиереи Зарубежной церкви вынудили уйти на покой своего главу, митрополита Виталия.  В сговоре принял участие и епископ Торонтский Михаил (Донсков), которого вл. Виталий, живший тогда в Нью-Йорке, оставил вместо себя в Монреале. Сделано это было крайне некрасиво, после торжественного богослужения в  Знаменском соборе в Нью-Йорке, где отмечали 50-летие  архиерейского служения м. Виталия. Мы сразу поняли, что в церкви произошел тихий переворот, о чем я  написал статью, сравнив при этом поцелуй еп. Михаила, которым он наградил митрополита во время торжеств, с поцелуем Иуды.  Статья имела большой резонанс. Впоследствии Михаил Донсков участвовал в попытке похитить митрополита из скита в Мэнсонвилле и был при этом митрополитом трижды предан анафеме. Вот почему я называю его просто по имени, без упоминания сана.

Осенью того же, 2001  года,  на храмовом празднике Покровской церкви в Оттаве Михаил Донсков, восседавший в центре храма,  не благословил ни меня, ни мою жену, а во время проповеди прямо с амвона указал на меня перстом и громогласно провозгласил врагом церкви. К кресту я, естественно, уже не подошел, но оттавские друзья уговорили нас остаться на обед. Наша компания села в самом дальнем углу, но вскоре появился посыльный Михаила и велел нам покинуть зал. Об этом скандале в Оттаве помнят до сих пор.

Все это моментально пронеслось у меня в голове и невольно сорвалось с языка дерзновенной фразой: «Владыко, эдак Вы переплюнете Михаила Донскова!» «Типун Вам на язык!», — улышал я уже в спину пастырское напутствие предстоятеля церкви. Каюсь, я был не прав, и этими строками искренне прошу прощения у вл.Владимира за то, что поступил, как Хам.  Разумеется, мне и в голову не может прийти, что вл.Владимир стал бы выгонять меня с обеда. Но я решил не оставаться  ради того, чтобы не смущать его своим пристуствием. К сожалению, моему примеру последовали и некоторые мои знакомые, хотя я и уговаривал их остаться. Сестричество, радушно накрывшее столы для гостей, тут совершенно не при чем.

Я достаточно хорошо знаю вл. Владимира, чтобы на него обижаться.  Синод его церкви считает православных практически всех других юрисдикций безблагодатными и понятно, что мы  не можем участвовать в таинствах его церкви. Перед Пасхой вл. Владимир дал от ворот поворот прихожанину моей церкви Дмитрию Веймарну, пришедшему на подворье для соборования. Это и понятно. Соборование – таинство, что я и объяснил Дмитрию. Нечего было туда ходить. Но целовать крест?  Тут у меня случился разговор с моим друом, настоятелем храма Царя-мученика в Москве, о. Михаилом Ардовым. Мы обсуждали нашу предстоящую встречу в Нью Йорке.  Сам о.Михаил находится в юрисдикции Русской Православной Автономной Церкви с центром в Суздале, но будучи большим сторонником объединения истинно-православных церквей, причащает у себя представителей всех «осколков» бывшей РПЦЗ, не пошедших на унию с МП. Он мне сказал, что определенных правил для отлучения от креста не существует. Любой архиерей может оправдать свои действия ссылкой на святых отцов.

Соглашусь, что каждая организация, в том числе и та, которую возглавляет архиепископ Владимир, имеет право на свой устав или правила. Например, у входа некоторых церквей висит объявление с просьбой к женщинам не заходить в храм в брюках. Или же им выдают у свечного ящика платки, чтобы они не заходили в церковь с непокрытой головой. Свято-преображенский скит – место исторические. У многих  с ним связаны воспоминания, есть родственники на кладбище. Помимо меня в тот день в Мэнсонвиле были еще два человека из моего прихода, а также прихожане из других юрисдикций, включая и Московскую Патриархию. Я уже понял, что к кресту нам лучше не подходить. Но можно ли прикладываться к иконам? Или вообще присутствовать на богослужении? Покойный митрополит Виталий пришел бы в ужас, если бы узнал, что кому-то придет в голову задавать подобные  вопросы. Когда мироточивая Монреальская икона Иверской Божией Матери бывала в Св.Николаевском соборе или в том же скиту, м. Виталий раздавал ватки с миром всем желающим, в то числе и католикам. К сожалению, у архиепископа Владимира свой устав. Интересно только, как нам с ним ознакомиться?

ОСАДОК…

На эту публикацию последовала реакция АРХИЕПИСКОПА ВЛАДИМИРА. Его послание требует  с моей стороны пояснений. К сожалению,  полемика на эту тему может быть интересна лишь тем читателям этого блога, которые разбираются в церковной жизни русского зарубежья в начале нашего столетия. Объем материала не позволяет мне вдаваться в пространные разъяснения.

Архиепископ Владимир Целищев ответил на мою статью неким документом без адресата, озаглавленным «По поводу безчиния, учиненного Евгением Соколовым в храме». Послание Первоиерарха РПЦЗ (В-В) было мне переслано по его просьбе клириками, с которыми я лично нахожусь во вполне дружеских отношениях. Несмотря на то, что в своем послании архиепископ Владимир налагает на меня епитемию, и оно адресовано явно мне лично, он пишет обо мне в третьем лице. Таким образом, послание носит открытый характер, что дает мне право ответить на него таким же образом.  Итак, само послание:

По поводу безчиния, учиненного Евгением Соколовым в храме

Относительно представителя одной из древнейших профессий, журналиста Евгения Соколова, мне приходилось слышать от многих наших прихожан: дескать, это «засланный казачок», «гэбэшный товарищ», «статьи его проплачены» и т.д. Так это или нет, не берусь судить, но то, что его лукавые статьи и его поведение производят впечатление провокатора – это факт. Ведь самый главный вопрос непонятен: как может совершенно нецерковный человек с таким пафосом, с таким нахальством разсуждать о церковных, канонических вопросах, в которых он ничего не смыслит?

Еще при жизни Блаженнейшего Митрополита Виталия, Е. Соколов написал кощунственную статью, в которой исповедал о том, что «Синод Митрополита Виталия является неканоничным». Св. Киприан Карфагенский говорит: «неканоничен – значит безблагодатен». Мало того, что горе-писатель возвел хулу на Церковь, но он также оскорбил своими кощунственными словами Митрополита Виталия, не признавшего хиротонии лазаревского раскола, к которому стал принадлежать Е. Соколов (который, как настоящий представитель одной из древнейших профессий, когда-то также агитировал меня соединяться с валентиновским расколом). После такой статьи я ответил, что Соколова за это нужно предать анафеме. Теперь вопрос: так каким образом человеку, который похулил нашу Церковь, который высказал кощунство в отношении нашего Аввы-Митрополита Виталия, и который, в моих глазах, достоин анафемы, я могу преподавать для целования святыню – Св. Крест? Или может быть для Е. Соколова более приемлемым будет поцеловать Св. Крест и на это услышать: «целованием ли предаешь Сына Человеческого, Иуда?»

В Св. Евангелии ясно говорится: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф. 7, 6)

И св. апостолы нас предупреждают:

«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2 Петр. 3, 3).
«теперь появилось много антихристов» (1 Иоан. 2, 18).

«Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4, 1).

«берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Филипп. 3, 2).

«их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3, 19).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство… бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

«Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 9-11).

Свят. Филарет Исповедник ясно говорит: «Вот свт. Григорий Богослов — воплощенная кротость и чистая христианская любовь ко всем, и, в частности, к заблудившимся. Однако, он прямо говорит, что не всяким миром нужно дорожить и не всякого разделения нужно бояться. «Есть постылый мир и есть доброе и похвальное разделение», — говорит свт. Григорий. А контекст этих слов явно указывает, что он имеет в виду отколовшихся — ушедших в раскол.

Василий Великий. Строгий более многих. Но мы знаем, что когда шла речь о расколе, только что начавшемся, Святитель стоял на позиции максимального снисхождения, и ради того, чтобы облегчить отколовшимся дело возвращения в ограду Церкви, всячески старался о том, чтобы им были предъявляемы самые минимальные требования, как условия возвращения. — Но как круто меняется его позиция, когда он говорит о расколе упорном, длящемся. «Такой раскол», — говорит св. Василий — уже во всем подобен ереси, и с такими раскольниками нужно обращаться, как с еретиками, не допуская никакого общения с ними».

Златоуст продолжает: «Ты (он обращается к собеседнику) говоришь: у нас всё одинаково, они служат, молятся и учат так, как мы… Хорошо — почему же они не с нами?! Один Господь, одна вера, одно крещение! Они откололись — в таком случае, может быть что-нибудь одно из двух: или у нас хорошо, а у них плохо, или у них хорошо, а у нас плохо!»

       Эти ясные и категоричные слова св. Отца что означают? Не что иное, как указание на то, что раскол — безблагодатен. Христос не разделился и благодать Его едина. Если верить в «благодатность» раскола, то нужно или признать, что у нас благодати нет, её унесли отколовшиеся — или признать, что есть две благодати (и, очевидно, две истинные Церкви, т.к. благодать даётся только в истинной Церкви).

Продолжая развивать свои мысли, св. Златоуст делает в конце концов свой вывод — неизбежный и неотразимый: «Я говорил и подтверждаю, что раскол есть такое же страшное зло, как ересь». А ересь отлучает человеческую душу от Церкви, от Бога — и от спасения».

Так исповедуют Святые Отцы. Почему же Е. Соколов так исповедающих называет «сектой» и в то же время приходит в храм этой, по его мнению, «секты»? Разве посещать секту не есть безумие, безпринципность в вопросах веры и отречение от Христа? Тут, действительно, могут быть только две причины: либо полное духовное помрачение, либо помрачение, связанное с провокаторством.

Теперь по поводу его безчиния. В храме мiрянин не имеет права не только укорять священнослужителя, который к тому же находится в облачении, но уж тем более пророчествовать (и пророчествовать в развязном, расхристанном виде: «эдак Вы переплюнете Михаила Донскова»), не являясь пророком, ибо это является обыкновенным кликушеством. И уж совсем непонятно сравнение двух совершенно разных случаев: 1. когда тебе предатель и гонитель не дает Крест за верность Синоду Митрополита Виталия и 2. когда тебе не дает Крест из-за твоего предательства нашей Церкви тот, кто по силам своим немощным старался защищать Владыку Виталия от Донскова. Ну и наконец, моральный аспект: каким образом ты можешь управлять (поучать) Архиерея, если не смог управить даже свою семью?

По поводу лукавого и трусливого испрашивания «прощения». В храме согрешил – в храме и испроси перед всеми прощения (предварительно испросив на это разрешения «ибо все должно быть благообразно и по чину», а не по самочинию). Раскольнику, конечно, никто не позволит говорить в храме (если это только не покаяние в расколе), но искреннее стремление покаться в произведенном безчинии похвально и оно может быть заменено альтернативой: стоять на паперти и всем проходящим кланяться в ноги, слёзно прося прощения за произведенный соблазн.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что за одно и то же преступление могут быть совершенно разные наказания. Например, если ты оскорбил прохожего, то можешь отделаться штрафом или несколькими месяцами тюрьмы, но если ты оскорбил царя – тебя ожидает смертная казнь. То есть сообразность наказания зависит от того – по отношению к кому ты совершил преступление.

Как человек, я конечно же, прощаю Е. Соколова. Но как Архиерей я должен его примерно наказать – для его же вразумления и спасения, чтобы на будущее он не совершал подобных проступков. Только по исполнении этого наказания он может считать себя полностью освобожденным от «связавшего» его совесть наказания. Ибо Господь говорит: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф. 18, 18). И это не мое самоличное решение, этого требуют Св. Каноны Церкви.

Правило Святых Апостолов 55-е гласит: «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Князю бо людей твоих да не речеши зла» (Деян. Гл. 33, ст.5). Если клирик, досадивший епископу, лишается сана, то мiрянин не только отлучается от причастия, но даже и от Церкви. На это и указывает следующее правило.

121-е правило Номоканона: «Яко не достоит просту (т. е. мiрянину) укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истина суть. Аще же постигнет сие сотворити, да проклянется мiрский, да отмещется от Церкви (отлучится от Церкви), разлучен бо есть от Святые Троицы и послан будет в Иудино место».

Апостола Павла: «Аще кто укорит священника, да запретится лето едино (т.е. на один год)»…

Как видим из этих правил, тот кто укоряет священника (епископа), не только подпадает под проклятие и отлучается на год, но и уподобляется Иуде Искариоту. (А как Иуде можно давать Крест для целования?).

 

Посему, в соответствии со Св. Канонами, за совершенное безчиние в храме и оскорбление Архиерея, я, Архиепископ Владимир, «связываю» совесть Евгения Соколова, дабы он понес сообразное наказание и получил полное прощение, следующим наказанием (епитимией): «в течение года (365 дней) каждый день делать по 10 (десять) земных поклонов с молитвой: «Боже милостив буди мне грешному и безчинному». Только по исполнении сего Евгений Соколов будет «разрешен» от этого преступления и наказания и полностью получит прощение.

Не исключено, и скорее всего, что Евгений Соколов может совершенно проигнорировать наложенное на него наказание-епитимию, объясняя это тем, что он не принадлежит к нашей Церкви, а посему никакие прещения к нему недействительны. Должен сказать, что это его личное дело. Если нет никакой совести, то он поступит именно так. Но так или иначе, он меня смутил, смутил и духовенство и прихожан, поэтому я и «связываю» его совесть этим прещением. А в остальном – пусть нас разсудит Господь, слова Которого  (Матф. 18, 18) святы, неложны и неизменны.

Помоги нам всем Господь.

+Архиепископ Владимир.

 

 

ПО ПОВОДУ ПОСЛАНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВЛАДИМИРА

Признаюсь, я был удивлен, что вл.Владимир (далее в.В.) уделил моей персоне так много внимания. При чтении первого же абзаца трудно себе представить, что это пишет архиерей. Прием, когда на оппонента сразу же выливают ушат помоев, был свойственен третьесортным советским представителям той самой древнейшей профессии, о которой упоминает автор. Мне бы никогда не пришло в голову изложить на бумаге то, что  я слышал от других об архиепископе Владимире. Более того, в частных разговорах я всегда опровергал явную клевету на него, как, например, по поводу обстоятельств его хиротонии.  Тем не менее, тон послания меня вовсе не удивил: я знаком с некоторыми образцами эпистолярного наследия  вл.В. Так, письмо, написанное несколько лет тому назад одному моему другу, представляет собой не что иное, как сгусток злобы, обильно прикрытый нарезками из высказываний святых отцов Церкви. В.В. называет  своего адресата еретиком, а заканчивает письмо, как и в других подобных посланиях, стандартной фразой: «Доброжелатель Вашего спасения». Мой друг счел эту фразу лицемерием чистейшей воды.

Послание в.В. по поводу моей персоны можно было бы не комментировать, но там содержатся обвинения, на которые я считаю своим долгом ответить. Так, в.В. пишет, что я «написал кощунственную статью, в которой исповедал о том, что «Синод Митрополита Виталия является неканоничным». Такого  я никогда не писал. В единственной статье на эту тему, написанную  по просьбе московской газеты «Время новостей», канадским корреспондентом которой я тогда был, я выразил мнение, что  многие противники сближения Зарубежной Церкви с Московской патриархией не идут в синод РПЦЗ (В) из-за царящего там канонического хаоса.

Хиротонии.

Поясняю.За все время существования этой юрисдикции в ней не было ни одного поместного собора. А вопрос о представительном соборе стоял с самого начала. Митрополит Виталий собственноручно подписал заявление о своем уходе на покой. Потом, вскоре после прибытия в Канаду, он вернул себе права первоиерарха. Это решение необходимо было подтвердить на соборе, о чем мы тогда говорили с будущим архиепископм о.Сергием Киндяковым. Ничего этого сделано не было. Быстро совершили  три новые хиротонии, даже не известив об этом оставшихся с м.Виталием российских архиереев — архиепископа Лазаря (Журбенко) Тамбовского и епископа Вениамина (Русаленко) Черноморского и Кубанского. Вскоре после этого  устроили в Мэнсонвилле архиерейское совещание из трех епископов, в числе которых был и в.В.  На этом совещании объявили о разрыве с греческим «Синодом противостоящих» митрополита Киприана Оропосского и Филийского. Это было первое решение нового синода, и оно тотчас вызвало раскол в еще практически не сформировашейся Зарубежной церкви под омофором м.Виталия.  В свое время постановление установить общение с «киприанитами» принял синод старой РПЦЗ, и без соборного обсуждения отменять его было канонически неправильно. Решения старой РПЦЗ  в Мэнсонвилльском синоде принимали или отменяли по принципу целесообразности. Когда надо было не допустить сближения с м.Валентином или изгнать из церкви о.Виктора Мелехова, выступившего с критикой действий  синода, сразу же сослались на решения об их запрещении в служении, принятые прежней РПЦЗ.

Дальше – больше. Все решения принимались группой архиереев и клириков, которые находились около митрополита Виталия.  Они составляли от его имени документы, в сути которых владыка митрополит разобраться не мог. В своем послании в.В. приводит указ м.Виталии о непризнании хиротоний РИПЦ, к которой я сейчас принадлежу. Этот указ был написан митрополитом под диктовку. Я знаю это от человека, который при этом присутствовал. Митрополит в то время не только не знал имен новых епископов, он даже не помнил главу архиерейского совещания в России вл.Лазаря. Епископа Иринея (Клиппенштейна), приехавшего для встречи с м.Виталием от архиепископа Лазаря, к митрополиту даже не допустили, и он уехал ни с чем, хотя и получил в подарок орлец от архиепископа Сергия.  Поскольку  лица, окружавшие митрополита, не допускали контактов м.Виталия ни с кем, кроме ими самими избранных,  архиепископ Лазарь, отчаявшись связаться с вл.Виталием, попросил меня передать его письмо м.Виталию лично. Когда я исполнил его просьбу, м.Виталий попросил меня прочесть письмо. Каждые две минуты он спрашивал: «От кого письмо? А кто такой архиепископ Лазарь?» Было очевидно, что вспомнить его он не состоянии… Поэтому, когда не понимающему сути дела митрополиту диктуют текст, якобы написанный от его имени, речь идет об элементарном подлоге. Ссылка на этот указ – безнравственна. В своем послании в.В. почему-то не упомянул другое письмо, написанное ранее самим митрополитом в своейственном ему стиле, где он одобряет автономию РИПЦ. Какое из них истинное? Лично для меня ответ очевиден.

Второй вопрос – хиротонии. Еп.Варнава и  протоиерей Веньямин Жуков, серый кардинал этого синода на посту его секретаря,  стали спешно формировать свой  синод, совершая хиротонии неподходящих для епископского сана людей. Сделали епископом Виктора Пивоварова, на полном серьезе утверждавшего, что он окормляет инопланетян. Его прозвали «Межгаллактическим».

Тайная хиротония о.Никиты Орлова во епископа Антония вообще была совершена  без ведома митрополита, и, узнав о ней, вл.Виталий в сердцах написал, что не признает хиротонии о.Никиты Орлова. Этот документ, возможно, до сих пор хранится у секретаря в.Виталия Л.Д.Роснянской. Впоследствии ради блага церкви м.Виталия убедили признать эту хиротонию. После смерти первоиерарха Антоний Орлов возглавил синод и стал митрополитом. Дело завершилось скандалом, «свечным собором» и расколом. Сейчас митрополит Антоний величает себя «Московским и Всероссийским, Лос-Анжелосским и Всезарубежным» и возглавляет РосПЦ. Он – прямой конкурент в.В. в претензиях на обладание исключительной монополией на благодать. Напомнить, где  прочие деятели Мэнсонвильского синода? Архиепископ Варнава Каннский, кстати, благославивший, «Код да Винчи», ушел в МП. Его, пусть и  за дело, отправили на покой вовсе неканоническим путем: после совещания по телефону.  Где о.Вениамин Жуков? Где ариепископ Славянский и Южно-Российский Виктор Пивоваров и другие?  Аз, многрешный, дерзновенно придерживаюсь мнения, что это самый что ни на есть канонический беспредел. Если же по просвященному мнению в.В, из всего этого получилась единственно каноническая, и, стало быть, единственно благодатная на земле Церковь под его мудрым первоиераршеством, то это всего-навсего  его собственное мнение, мало кем в православии разделяемое. Некоторые считают, что в.В. просто пребывает в прелести. При этом я никогда не называл церковь в.В. сектой, но признаки секты в ней усматриваю. Например, массовые перекрещивания вопреки словам в Символе Веры: «Верую во едино крещение во оставление грехов». Владыке следовало бы вспомнить, что две новые святые нашей церкви – государыня-императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна – были приняты из лютеранства в православие через исповедь и причастие. Никакого повторного крещения у них не было. А у в.В. дело дошло до того, что он предложил подвергнуть повторному крещению внука известного протоиерея Зарубежья о.Николая Неклюдова. Он усомнился в правильности этого крещения, совершенного, кстати, тогда, когда в.В еще пешком под стол ходил.

Кто учинял расколы?

На протяжении всей своей епископской деятельности, в.В. неизменно способствовал разделениям в Церкви. Он упрекает меня в том, что я агитировал  его соединиться «с валентиновским расколом». Я всегда выступал за врачевание этого раскола еще до его оформления, потому что в основе его лежало непонимание зарубежным синодом российских реалий и  обоюдная архиерейская гордыня. Если бы тогда этот раскол удалось уврачевать и церковь осталась бы единой, соединение РПЦЗ с МП не прошло бы.  Мне хотелось бы в.В. кое-что напомнить.    Сразу по завершении собора РПЦЗ 2001-го года, на котором главой церкви был избран м.Лавр, митрополита Виталия изолировали и даже забрали все его деньги. Сторонникам вл.Виталия с помощью полиции удалось вызволить его из здания синода,  и они привезли смещенного первоиерарха  к о.Владимиру Шишкову чуть ли не в одном подряснике. Там тогда находился «раскольник» м. Валентин Русанцев. Владыки приветствовали друг друа, как архиереи. Митрополиту собрали облачение от вл.Валентина и вл.Григоря Граббе. В нем он и прибыл в Канаду. По поручению о.Владимира Шишкова я передал в.В.  просьбу к м.Виталию снять свою личную подпись под прещением м.Валентина. На мой вопрос, рассмотрят ли эту просьбу, в.В. хитро улыбнулся и сказал: «Вы передали просьбу? Вот и все». Я понял, что ничего сделано не будет. А ведь восстановление единства с Суздалем сильно укрепило бы позицию м.Виталия. Когда была опубликована записка м.Виталия с согласием даровать автономию РИПЦ, в.В. тотчас выступил с заявлением, что мнение главы церкви должен подтвердить собор. Это верно, только понятно, что в.В. имел в виду. Позднее всех их собор назвал раскольниками и отступниками. Думаю, не без участия самого в.В. Мой оппонент, конечно же, знает одну из Заповедей блаженства: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся», но к себе ее никак не относит. Возможна и другая причина. В случае объединения епископата бывшей РПЦЗ, не пошедшего на унию с МП, в.В. никогда бы не занимал тот пост, который он занимает сейчас и не отравлял бы церковь ядом радикализма.

Мне известно о предложении в.В. предать меня анафеме после той статьи. Он забыл, что моим правящим архиереем был в то время архиепископ Сергий. Вл.Сергий меня исповедал и никакой епитемии не наложил. Более того, во время той исповеди он мне сказал: «Женя, все наши беды – от епископов». С этим трудно не согласиться. Да и епископы нынче пошли другие. Взять того же Донскова!  В 70-х годах в Австрии я был знаком с архиепископом Венским Нафанаилом (Львовым), а также с архиепископом Антонием Женевским (Бартошевичем). Я долгие годы был духовным сыном митрополита Виталия и личным другом архиепископа Сергия.

С епископом Сергием и митрополитом Виталием. Свято-Преображенский скит. 2002 г.

С епископом Сергием и митрополитом Виталием. Свято-Преображенский скит. 2002 г.

Это вовсе не означает, что с вл.Виталием и с вл. Сергием мы всегда были единомысленны. Но они давали своим пасомым право иметь собственное мнение. Я, разумеется, не  отрицаю благодати и таинств архиепископа Владимира, но он — не мой архиерей формально и духовно. Я рад, что он простил меня, как человек. Как архиерей и знаток канонов, он должен знать, что епитемию на меня может наложить только мой правящий архиерей, епископ Трентонский Стефан. Предлагаю к нему с этим предложением и обратиться. Молитву же «Буди милостив Боже, ми грешному» я в любом случае читаю перед отходом ко сну каждый день.

Евгений Соколов

Реклама
 

One response to “ЯБЛОЧНЫЙ СПАС В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СКИТУ

  1. Юрий Боголепов

    Октябрь 6, 2014 at 21:40

    Я был свидетелем инцидента в храме Преображенского скита близ Мэнсонвилля 27 августа 2014 года. Архиепископ Владимир Целищев именует его в своем послании «безчинием Евгения Соколова». Такое поведение архипастыря, слывущего сверхрадикалом, меня не удивило. Я езжу на храмовой праздник в скит давно, задолго до того, как в зарубежье появился г-н Целищев, возведенный впоследствии в епископский сан на фоне нестроений в Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЗЦ). Преображенский скит хорошо известен в округе. Знают о нем даже на посту на американской границе: территория скита к ней примыкает. В старые времена американцы даже не спрашивали документов от паломников в скит, если они заезжали или даже заходили на территорию США из Преображенского скита. На храмовой праздник приезжало множество народа, причем не только православные. Посещали праздник и местные католики. Они приходили поклониться обретенной в 1982 году Мироточивой иконе Иверской Божьей Матери. Владыка Виталий, всегда служивший на праздник, никого не отгонял ни от иконы, ни от креста. Всем, в том числе и инославным, он щедро раздавал ватки, смоченные миром, истекавшим из иконы. Сейчас ситуация в скиту изменилась в худшую сторону.
    В прошлом году я заметил, что владыка Владимир (далее арх.В), допустившей меня, Женю и нашу спутницу не из его юрисдикции ко кресту, не окропил нас святой водой. Когды мы покидали скит и прощались с духовенством, сидевшим во время трапезы за главным столом, владыка Владимир спросил меня, назвав по имени, в какую церковь я хожу. Услышав ответ, что я принадлежу к Русской Истинно Православной Церкви под офомором архиепископа Тихона, он бросил неодобрительный взгляд. Я был удивлен, что арх.В меня знает. Меня ему никто и никогда не представлял. Сам же я не сталкивался с этим иерархом, хотя был знаком со многими представителями зарубежного духовенства по долгу своей службы. В русской редакции Международного Канадского Радио (RCI) я вел программу «Религиозная жизнь в Канаде». Не исключено, что информацию о моей персоне арх. В. получил от тех же осведомителей, которые нашептывали ему и о «засланном казачке» Соколове. Возможно эти шептуны и меня причисляли к такой категории. В эмиграции была довольно распространена шпиономания и доносительство. Эмигрант второй волны Самарин рассказывал, что когда он принимал американское гражданство, то на собеседовании в ФБР ему сказали: «На вас поступило два доноса: в одном вас обвиняют в том, что вы были агентом НКВД, а в другом — гестапо». Один русский эмигрант в Монреале, которого «ушли» с Международного канадского радио утверждал, что уволили его в конце семидесятых два молодых «гебешника» — Евгений Соколов и Юрий Боголепов. У этого человека явно поехала крыша. Его сняли с его менеджерского поста и перевели на должность клерка до нашего прихода на RCI. А в отставку отравили, когда мы только пришли на радиостанцию и получили временные контракты. Объяснить высказывания этого человека может, конечно, только психиатр. Слухи об агентах КГБ на всех уровнях и под каждой кроватью распространяли и распространяют, как мы видим сейчас, именно такие люди. Судя по тексту послания, они числятся в информаторах арх. В.: «мне приходилось слышать от многих наших прихожан: дескать, это «засланный казачок», «гэбэшный товарищ», «статьи его проплачены» и т.д». Здесь автор послания, мягко говоря, привирает. Я знаю многих людей в его приходе в Монреале и на подобное стукачество они не способны. Жаль, что арх. В. помещает в свое послание непроверенные слухи, распространяемые неадекватными людьми и бросает тень на многих порядочных прихожан его монреальского прихода.
    Арх.В. считает себя последователем и защитником митрополита Виталия. Здесь не мешало бы вспомнить, что во время попытки похитить владыку Виталия из Свято-Преображенского скита 22 ноября 2001 года арх.В был на месте происшествия. Но на фото и видео его среди защитников владыки Виталия нет. Почему же это так? Рассказывают, что в США у арх. В. были проблемы с законом. Возможно, увидев вмешательство полиции, предотвратившей похищение, арх.В решил не светиться и куда-то спрятался. Позднее в интернете появились сообщения, что в 2006 г. против Олега Целищева (мирское имя арх.В.) было возбуждено уголовное дело в штате Алабама под номером 200-608-127. Он был объявлен в федеральный розыск. Чем закончилось это дело, мы не знаем. Далее на него стала жаловаться прихожанка церкви арх. В. Ирина Виноградова-Митце. Она якобы предоставляла арх.В. возможность жить по разным адресам, но затем отказалась выступить поручителем его прошения о гражданстве. Полагают, что Митце испугалась тщательного расследования прошения в ФБР. Реакция арх. В. была, как описывает сайт rusoc.org (http://bit.ly/1s5zRzT) следующей: «После двухлетнего знакомства с ней (Виноградовой-Митце, прим. ЮБ) он вдруг начал звонить друзьям И. Виноградовой и говорить всем, что она «одержима бесами», т.к. собирается донести на него в ФБР. Отец И. Виноградовой иподьякон Николай Виноградов, наблюдая постоянные угрозы и оскорбления в адрес своей дочери со стороны еп. Владимира, принял решение заявить об этом факте в полицию. Одновременно, понимая, что такое безцеремонное и наглое поведение имеет место не со стороны рядового гражданина, а со стороны епископа Православной Церкви, он стал настаивать на срочной посылке в Синод РПЦЗ «Обращения» с жалобами на еп. Владимира. Но прежде посылки «Обращения» в Синод и заявления в полицию семья Виноградовых приложила последние усилия, чтобы избежать крайних мер. Виноградовы в очередной раз обратились к Секретарю Синода прот.В. Жукову и настоятельно просили его, используя свой авторитет, обуздать еп. Владимира. Однако, ответ о. Вениамина был всё тот же: «молчать, ничего не писать в Синод, никому не рассказывать о нарушениях закона и о преступлениях еп. Владимира и ни в коем случае не заявлять об этом в полицию». Получалось, что И. Виноградова должна была подвергнуться угрозе штрафа или тюремного заключения ради еп. Владимира». Если все протицированное соответствует действительности, то епитимьи заслуживает в первую очередь арх. В., а не подошедший ко кресту, как это принято в православных храмах после литургии, мирянин Евгений Соколов. «Вы скоро переплюните Донского*», сказал арх.В. Женя. «Типун вам на язык», прозвучал далеко не пасторский ответ арх. В. Чем это не безчиние? Ведь от духовного лица требуется намного большей ответстенности и осознания духовности, чем от простого верующего, к тому же оскорбленного неканоническим жестом архиерея, прикрывающегося цитатами из Священного Писания и Святых Отцов, а на самом деле скатывающегося до рядового самодурства.
    Увидев, что мой коллега и друг не допущен ко кресту, я решил даже не приближаться к неприветливому архиерею. На трапезу мы не остались и отобедали в соседнем городке Нолтон. Несколько наших друзей также не остались на обед в скиту. Поступок арх.В. их глубоко возмутил.
    Все происшедшее очень прискорбно. Я так любил бывать на храмовом празднике в Преображенском скиту. Мне посчастливилось посещать его в эпоху расцвета канадской епархии РПЗЦ при митрополите Виталии. Сейчас наша церковь расколота на враждующие юрисдикции. Лично я давно запутался в них и уже несколько раз предлагал Жене создать таблицу всех осколков Зарубежной Церкви с подробностями о том, кто кого не поминает, кто от кого требует покаяния, кто кого анафмематствовал, кто от кого отложился и т.д. Женя медлит с этим проектом. Надеется, видимо, на уврачевание расколов. Судя по тому, как ведет себя арх.В. вряд ли это произойдет при нашей жизни.

    Юрий Боголепов
    *Главный организатор похищения архиепископ Михаил Донсков, ныне архиерей Московского Патриархата

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: