RSS

КРЕВЕТКИ В ЛИМОННОМ МАРИНАДЕ

27 Мар

«Остров Монреаль», март 2014

Рецепт, навеянный поездкой в Москву

Gambas poeleesВсе началось с Малахова. Вернее, с его передачи «Субботний вечер», посвященной четырем великим актрисам советского кино: Татьяне Пельцер, Фаине Раневской, Рине Зеленой и Любови Орловой. В связи с этим вспомнили «Сказку о потерянном времени», вышедшую на экраны ровно полвека тому назад, и нашли трех детей, которые снимались в этой картине. Меня же пригласили в Москву поучаствовать в программе и вспомнить о моем знакомстве с Риной Зеленой. Но для начала попросили снять получасовой видеоряд о Монреале, о моем доме,  семье и о том, чем я сейчас занимаюсь. Времени на все это  оставалось менее суток. Мой знакомый режиссер Марк Джозеф нашел оператора и в режиме форс-мажора организовал съемки. В морозный субботний день мы за полтора часа объехали пол Монреаля. За эти полчаса я успел рассказать о городе, о Международном Канадском Радио, где проработал тридцать с лишним лет, о жизни русского Монреаля и о многом другом. Мы даже нагрянули в магазин «LapetiteRussie», и на фоне тамошней красоты я вещал о том, какую важную роль играли книги в воспитании наших детей, когда у нас еще не было русского телевидения и, тем более, интернета. На съемках у меня  дома я продолжил ту же мысль перед своей библиотекой, рассказал о важности духовной связи с Россией, показал фотографии побывавших у меня знаменитых гостей, познакомил с дочерью, и мы Ксюшей завершили эту видеоэпопею совместным декларированием Цветаевой: «… я в грудь тебя целую, московская земля!»  На другой день я в той самой Москве и оказался.

В Останкино было весьма любопытно познакомиться с кухней «Субботнего вечера». Screen Shot 2014-02-18 at 3.13.36 PMОсобенно мне запомнилась одна дама за кулисами, видимо режиссер. Она сидела перед монитором, курила, прихлебывая  кофе, и давала Андрею  Малахову  инструкции, пользуясь лексикой, которую дословно я здесь не решусь привести: «Кончай эту тягомотину! Переходим к Рине Зеленой!»  На передаче я рассказал три эпизода из своего знакомства с Риной Васильевной, начиная с самого первого разговора с ней, когда я попросил ее сказать что-нибудь детским голосом. Она мне ответила решительным «нет!». Затем я вспомнил, как мы ехали в метро и она, встав спиной к двери вагона,  попросила меня загородить ее, чтобы его не заметили возможные поклонники. Сейчас, при своей корпулентности, я мог бы ее загородить на все 90 градусов, а тогда? Помню, что на Рину Зеленую в ту поездку никто внимания не обратил. И, наконец, во время съемок в Ялте Рина Зеленая пригласила меня в кино.

Олег Онофриев, Людмила Шагалова, Рина Зеленая и Савелий Крамаров в "Сказке о потерянном времени", 1963

Олег Онофриев, Людмила Шагалова, Рина Зеленая и Савелий Крамаров в «Сказке о потерянном времени», 1963

Сейчас понимаю, что знаменитая актриса благоволила мне, скорее всего, потому, что у нее не было своих детей, как, впрочем, и у трех других актрис, вспоминаемых в этой программе. Так вот, подходим  мы к кинотеатру, у кассы – ни души. Рина Васильевна бросает кассирше: «Здравствуйте, я – Рина Зеленая. Мне два билета!»  Было бы понятно, если бы на сеансе был аншлаг, и получить билеты можно было только благодаря знатному имени, и такое тоже бывало, но в зале, кроме нас, оказалось всего несколько человек. Видимо, стареющая актриса хотела доказать самой себе, что она все известна и почитаема… При всем этом в обиходе она была простой и скромной женщиной. Я покинул программу с сознанием хорошо выполненного долга. Съемки – сделаны, воспоминания –  представлены.  Передача вышла в эфир первого февраля. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что от моей беседы с Малаховым остались рожки до ножки. В программу вошел только первый эпизод с детским голосом, а из всего того, что мы снимали в Монреале – лишь один сегмент секунд в двадцать длиной. И какой! Проба у крыльца моего дома, где я говорю, что остров Перро, на котором я живу, находится в 40 км. к западу от Монреаля и рядом с домом есть лесопарк, так что здесь хорошо растить детей… Из всего многообразия снятых интересных сюжетов выбрали самый бледный! Полное отсутствие профессионализма. Впрочем, знающие люди  меня успокоили. Представителям нынешнего поколения все это не интересно, ни духовная связь с родиной, ни сохранение русского языка у выросших за границей детей, ни закрытие русской секции Радио Канада, ни наши монреальские газеты и журналы… Напрасно я распушил хвост.  Им был более интересен лесопарк, где можно выгуливать детей. Бог с ними, я им благодарен за то, что получил неожиданную возможность побывать в предпраздничной Москве. Один мой  близкий друг пригласил меня остановиться на пару ночей в шикарной  гостинице напротив Кремля. Все было под боком, и я вволю побродил по своему родному городу. Было приятно, хотя это уже не моя Москва. А потом мы с ним обедали в ресторане этой самой гостиницы, и  заведение поразило меня тонкостью и разнообразием кухни. Достаточно сказать, что в центре зала был стол с закусками и салатами, а на нем красовалась нога испанской ветчины хамон серрано и целая голова сыра пармезан. На блюде заказанного нами ассорти из даров моря бросались в глаза приготовленные  на гриле гигантские креветки гамбас. В Канаде ни в одной, пусть даже самой шикарной гостинице, ничего подобного не найдешь.

А ведь были времена, когда в Москве даже мелких креветок невозможно было сыскать днем с огнем. К тому же камчатские крабы, образ которых на прилавках магазинов еще сохранила моя детская память, к поздним хрущевским временам тоже исчезли. Креветки в Москве появились с открытием сети магазинов «Океан», порой они продавались замороженными глыбами. В первый же раз я их попробовал как раз во время съемок «Сказки о потерянном времени».

Кадр из "Сказки".  На сковородке -  лепешки из потерянного времени в виде мармелада.

Кадр из «Сказки». На сковородке — лепешки из потерянного времени в виде мармелада.

Это было в Севастополе. Когда меня вызвали на съемки в сентябре, я в свободные от работы дни был обязан ходить в местную школу. Путь из гостиницы в школу лежал мимо севастопольского рынка. Там был крошечный рыбный ряд. Висела на веревках какая-то вяленая рыба, а главное – иногда бывали «усики».  Так местные жители называли креветок. Ловили их тут же, в черноморских бухтах и продавали вареными в маленьких бумажных кулечках. Как сейчас помню, в 1963 году один кулечек стоил 30 копеек. А до денежной реформы 61-го года – один рубль. Яркий пример того, как растут цены после денежных реформ. Когда я приехал в Севастополь два года спустя на съемки уже  другого фильма, ни рыбного ряда, ни креветок на рынке больше не было.

Обед с моим другом в московском ресторане и воспоминания детства навели меня  на мысль поделиться с вами одним хорошим рецептом быстрого приготовления больших креветок. К тому же, если закрыть глаза на прованское масло, которое присутствует в этом рецепте, креветки под маринадом хотя и изысканное, но все же постное блюдо. Рецепт прост, но на сей раз я все же решил избежать своего обычного подхода, который заключается в готовке  «на глазок». Так что даю точные пропорции для маринада, чтобы  вы не ломали себе голову. Итак, чтобы замариновать две дюжины больших нечищеных креветок или 8 гигантских тигровых креветок гамбас в панцире нам понадобятся:

— одна чашка оливкового масла

— по столовой ложке сухого измельченного орегана и чебреца (тимьяна)

— 2 чайные ложки свежей лимонной цедры

— 2 чайные ложки морской соли крупного помола

— 2 чайные ложки молотого черного перца

— 3 столовые ложки свежего лимонного сока

В большой миске перемешиваем оливковое масло со всеми ингридиентами, кроме лимонного сока. Заливаем полученным маринадом креветки, перемешиваем и оставляем в холодильнике на ночь. За полчаса до готовки вынимаем креветки из холодильника, вновь перемешиваем их, но уже  с лимонным соком. Получаса хватит, чтобы они дошли до комнатной температуры. Извлекаем креветки из маринада. Включаем духовку на «бройл», выкладываем креветки на противень и готовим на расстоянии 10 см. от  огня в течение 4 мин. с каждой стороны. Другой вариант: готовим на жаровне на расстоянии 10 см. от углей по 3 мин. с каждой стороны. Раскладываем креветки по тарелкам, украшаем дольками лимона и тотчас подаем на стол. К этому блюду подойдет легкий салат, например из жерухи (watercress) cредиской.  Готовится он легко: в миску наливаем четверть чашки оливкового масла, добавляем столовую ложку красного винного уксуса и взбиваем все это до эмульсии. Выкладываем в миску 4 пучка промытой и высушенной жерухи без стебля, а также  полторы чашки нарезанной некрупной соломкой редиски. Можно не солить. Все это перемешиваем и подаем вместе с креветками.

 

 

 

 

Добавить комментарий

 
