RSS

ЖАРОВНЯ: ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

27 Авг

«Остров Монреаль», сентябрь 2013

Вспоминая Булата…

НОЖКИ НА ГРИЛЛЕВ сентябре мы догуливаем последние теплые дни. Как ни крути, лето практически прошло, и приходит черед воспоминаний, как и с кем мы его провели. Остаются считанные дни, когда еще у жаровни можно собраться с теми, с кем не успели. Быстрыми и простыми рецептами для жаровни предлагаю завершить в этой рубрике летний сезон.Сначала, правда, пожалуюсь, что для меня это лето было отмечено не столько посиделками c друзьями, сколько ремонтом со всей морокой, связанной с этим бедствием. Перебирая старые альбомы, обнаружил одну фотографию, которая сразу унесла меня на двадцать с лишним лет назад, в американский штат Вермонт, где знаменитая Русская школа при Норвическом университете доживала свои последние годы.

Слева направо: Любовь Мандель, жена Наума Коржавина, Наум Коржавин, зам. главредактора журнала «Посев» Михаил Назаров, Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Василий Аксенов, автор, чуть видна Антонина, жена Фазиля и белая шевелюра Ольги, жены Булата, Майя Аксенова. Норсфилд, Вермонт, лето 1991 года.

Слева направо: Любовь Мандель, жена Наума Коржавина, Наум Коржавин, зам. главредактора журнала «Посев» Михаил Назаров, Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Василий Аксенов, автор, чуть видна Антонина, жена Фазиля и белая шевелюра Ольги, жены Булата, Майя Аксенова. Норсфилд, Вермонт, лето 1990 года.

СССР еще не рухнул, но железный занавес уже приподнялся. Это было лето 1990 года. В Норвич в качестве гостей на весь летний семестр приехали Булат Окуджава и Фазиль Искандер. Василий Аксенов еще жил в Америке, а Наум Коржавин был «штатным» поэтом нашей школы. Я же преподавал в ней русский язык для студентов третьего курса. Вне занятий мы все плотно общались, собираясь по возможности для совместных трапез. Одну из них запечатлела эта фотография. Помню, я тогда привез из Монреаля целого лосося и очень удачно запек его на жаровне. Об этом чуть позже.

Фотография навевает на меня грусть. Вася Аксенов, Эмма Коржавин, Булат и Фазиль с женами за одним столом, искрометные рассказы Аксенова, смех, шутки, и все это вперемежку с серьезным обсуждением политической ситуации в России. Поверьте, перечисляя так запросто эти имена, я далек от мысли набивать себе цену. Это просто история. Я прекрасно понимаю, что, несмотря на свой статус сотрудника русской редакции Радио Канада, по неписанной табели о рангах я, по сути, был в этой компании, что называется, «не пришей кобыле хвост». К тому же, по сравнению с мэтрами — сопляк. Но они, видимо, так не думали.  Мы как-то естественно перешли на «ты», а когда через год Булат и Фазиль вновь – и в последний раз – приехали в Норвич, и за очередной посиделкой я рассказывал, как впервые после отъезда из России прибыл в Москву 19 августа 1991 года и провел свою первую ночь у баррикад Белого дома, Булат так просто сказал: «А чего не зашел?» Это он мог так написать в своей песне: «Зайду к Белле в кабинет, загляну к Фазилю»… Я же поступать подобным образом считал для себя нескромным». При этом я никогда не стремился в «звездные компании», все выходило само собой. Одно интересное знакомство я упустил, правда, не по своей вине. За пару лет до этого в Норвиче гостил мягко выдворенный из СССР писатель Виктор Некрасов. Его слабость к алкоголю ни для кого секретом не была.  В моей же комнате часто бывали вечеринки, обыкновенно завершавшиеся ночным купанием на плавучем мосту. Второе Виктору Некрасову вряд ли было бы интересно, но вот первая часть… Короче, ко мне подошла директор школы Валерия Осиповна Филипп и взяла с меня клятвенное обещание с Виктором Некрасовым не пить. Поскольку я понимал, что сразу же после того, как ему буду представлен, он скажет: «Пойдем, выпьем», я обходил его за километр. Теперь жалею, что дал слово. Выпить ему было с кем и без меня, а я был лишен общения с ним. Оттого и не могу назвать Виктора Некрасова Викой, как это делали все, кто с ним выпивал.

Недавно я обнаружил письмо от Булата, написанное, по старинке, от руки. Письмо дружеское и вполне бытовое: «Дорогой Женя, как дела» и так далее. Я даже забыл, что мы переписывались. В тот, 1992 год, веселья уже было меньше. Александр Зиновьев еще не произнес свою знаменитую фразу: «Целились в коммунизм – попали в Россию», но она уже витала в воздухе. Происходившее на родине никому не нравилось. Помню, я как-то произнес белогвардейский тост «За единую и неделимую Россию!» Выпили все, а Булат затем сказал: «Вот повалили ограду стойла,  и мы рванулись кто куда в разные стороны. Потом замедлим шаг, остановимся, пощиплем травку, развернемся и тихо  поплетемся назад…»

Будучи благодарным судьбе за множество интересных встреч в моей жизни, я особо отмечаю счастье быть знакомым с Булатом Окуджавой и даже иметь с ним если не дружбу — для этого нужно куда больше, чем два проведенных совместно лета – а хотя бы дружескую привязанность.  В 16 лет моим кумиром был Высоцкий, я даже пытался петь под гитару его песни. Могу себе представить, какой это был ужас… Когда я в первый раз услыхал Окуджаву на принесенной кем-то бобине, среди бардов он раз и навсегда занял для меня первое место. Очень жаль, что в какой-то момент он перестал писать песни. После того вечера с тостом за Россию мы возвращались на кампус в Норвич. Я вел машину, Булат сидел на заднем сидении и вдруг стал напевать песню. Чисто булатовская мелодия,  слова о ручейке, о перекатывающихся в нем камешках… Когда он замолк, я заметил, что не слышал такой песни. «Да, это я просто так», — ответил Булат. Эта песня так и не родилась. По его собственным словам, последняя песня, которую он написал, была о перестройке:

А если всё не так, а всё как прежде будет,

пусть Бог меня простит, пусть сын меня осудит,

что зря я распахнул напрасные крыла…

Что ж делать? Надежда была.

В последний раз мой контакт с Булатом  был по телефону в связи с одной семейной историей, которая могла закончиться трагически. Жена Ольга, возвращаясь ночью в буран из Нью-Йорка, уже под Монреалем попала в аварию. Машину, несмотря на то, что это был полноприводной джип «Toyota Four Runner», вынесло на другую полосу. Произошло столкновение со встречной машиной. «Тойоты» мы лишились, но Ольга и все пассажиры другой машины чудом отделались ссадинами. Я привез Ольгу домой, мы открыли шампанское и поставили Окуджаву. Так и прослушали его всю оставшуюся ночь до утра. Затем я ему позвонил, рассказал всю историю и поблагодарил за песни. «Да, такой благодарности я еще не получал», — сказал Булат.

Помимо этой единственной фотографии на память о нем у меня остались несколько видео. Это еще одна вечеринка, занятия со студентами разговорным языком на водопаде в Норсфилде и его концерт в Норвиче. По качеству запись неважная, и Булат поет словно из-под палки, явно по необходимости отработать приглашение в Норвич. Концерт начинает известный популяризатор его песен Володя Фрумкин со своей дочкой  Маей.   Поют душевно на два голоса. Во втором отделении берет гитару Булат и после жалоб на микрофон исполняет самые известные свои песни, часто забывая слова, и весь зал хором ему их напоминает… Дойдут руки, я все это, невзирая на качество записи, переведу в нужный формат и размещу на своем блоге. Просто так, для истории.

Оттого с такой грустью я смотрю на эту фотографию. Василия Аксенова и Булата Окуджавы уже нет в живых,  Наум Моисеевич Коржавин совсем ослеп, и вдобавок ко всему, его жена Любаня, как мы ее зовем, безнадежно больна. В эмиграции собирают пожертвования на их бытие. Никогда не собраться нам вместе за таким столом…

Но пусть хотя бы остаются нам хорошие воспоминания, да рецепты. Тот лосось в самом деле у меня удался, хотя под рукой ничего, кроме жаровни с решеткой у меня не было. Помню, что приготовил его в фольге, предварительно смазав оливковым маслом, посолив, поперчив белым перцем и обложив укропом. В брюшко я тоже положил веточку укропа и брусочек сливочного масла. При готовке лосося главное – его не пережарить. Если рыба действительно свежая, как это было в моем случае, успех гарантирован.  В то лето это было лучшее блюдо, которое мы ели, уже в силу того, что  в Норвиче кормили скверно.

Так вот, предлагаю, закрыть сезон жаровни лососем и куриными ножками. Все-таки, не все любят рыбу. Куриные ножки жарить на жаровне еще сложнее. С них  сразу начинает капать жир, он вызывает на жаровне вспышки языков пламени. Ножки  начинают подгорать и обугливаться, оставаясь при этом внутри сырыми. Посему рекомендую приобрести в магазине «Canadian Tire» специальную подставку со стойкой «Chicken Wing Rack». Вы просто навешиваете на стойку куриные ножки или  крылышки,  ставите это сооружение на жаровню и закрываете ее крышкой.ПОДСТАВКА До этого ножки надо, естественно, посолить и посыпать специями. Я недавно попробовал специю Old Bay и  остался  доволен.OLD BAY Она также хорошо подходит при готовке креветок на пару. К сожалению, продается она только в Америке. В Канаде я ее не видел. Если у вас ее под рукой нет – не беда. Употребите любой набор специй для курицы. Таким образом, ножки надо готовить на медленном огне чуть больше получаса. Стекающий жир оказывается на подставке и не воспламеняется. Когда ножки подрумянятся, они обычно готовы. Для готовки лосося мы используем другое приспособление, которое продается в том же магазине  «Canadian Tire» и так же стоит недорого. Это кедровые или любые другие дощечки для жарки на жаровне «Cedar Grilling Planks».  Их надо вымочить в воде около десяти минут, а затем уложить на них нарезанные филе лосося. До этого рыбу надо предварительно слегка посолить и промариновать в оливковом масле,  сдобрив белым перцем и соком лимона.  Уложив кусочки лосося на дощечку, посыпаете их сверху розовым перцем и тоже отправляете на жаровню. В зависимости от толщины кусков лосося нужно жарить минут 20-25.ЛОСОСЬ НА ДОСКЕ Другими словами, его можно отправить на жаровню вслед за курицей. Пока все это жарится – берите бокал вина и подсаживайтесь к гостям.  Именно поэтому я вам советую обзавестить этими приспособлениями. Их можно употреблять как на газовой жаровне, так и при жарке на углях.  Только время готовки необходимо определить в соответствии с интенсивностью жара. На главное — вам не надо ежеминутно подбегать к жаровне, чтобы заливать вспыхнувший огонь либо проверять, не пережарилась ли рыба. Хотя не получится. Вас будет манить к жаровне исходящий из нее кедровый дымок. Минут через 20 проверьте  готовность лосося зубочисткой.  У меня лично эксперимент с этими приспособлениями удался на славу.

 

8 responses to “ЖАРОВНЯ: ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

  1. Rodionova -Kokovkin

    Август 29, 2013 at 13:31

    дорогой Женечка! Мне Лилька прислала- такое впечатление -дежавю
    Только что была в гостях у Фазилей- показала им , они тебе привет передают
    Только учти- это был 90 год — иначе ты бы хрен у Белого дома был И вообще- в 91 не было ни Фазиля, ни Булата- у него операция была А вот 92 опять оба у нас на конференции. Целуем

     
    • esokoloff

      Август 29, 2013 at 21:50

      Дорогая Анечка, какой сюрприз! Год уже исправил в блоге, а в журнале, боюсь, не успеть. Как я рад был получить от вас весточку, да еще узнать, что вы недавно виделись с Фазилем и Тонечкой — огромный им привет! Всех вас люблю и помню. В последний раз я виделся с Фазилем и Тонечкой у вас на даче во Внуково. Мы с Сережей беседовали о настойке на березовых почках. Фазиль думал о чем-то своем, про настойку прослушал, а слова о березовых почках привлекли его внимание. «А что, у деревьев бывают почки?», — спросил он со всей серьезностью. Да, здорово было. Про Фазиля читал недавно в ЛГ. Молодец! Бываете ли вы на нашем континенте? Сережа одно время ездил в Миддлберри, это еще продолжается?
      Целую, Ваш Женя.

       
  2. esokoloff

    Август 30, 2013 at 14:06

    lilya colosimo

    Дорогой Женька! Я все-таки продолжаю настаивать на 91ом. О цветаевском симпозиуме у нас целая глава в книжке Анечки Саакянц (мы очень близко с ней дружили, мама даже успела стать её крестной матерью, когда Анечка уже была очень больна раком). Моя Настя в то лето начала ходить, первые свои шаги сделала перед столовой на траве под аплодисменты Найманов, Анечки и М. И. Белкиной. Фотографий того лета целый альбом, доеду до дома, пришлю тебе т.к. часть, что отсканировала. И обязательно досканирую остальное! 90-ый год единственный с 1973 по 2000 (!), когда я не была в Норвиче, рожала Настьку. А у вас родилась Ксюха. Может, они все и были в 90-ом, но в 91-ом они точно опять были! На фото есть Бахыт. Можно его тоже вовлечь в эти увлекательные воспоминания! Тем более, что если увижу сейчас Коковкиных в Москве, на что очень уповаю, то и их заражу идеей написать сборник во славу Норвича! Очень по тебе скучаю и люблю. Твоя Л.

    30.08.2013 3:56 пользователь «Eugene Sokoloff» написал:

    Eugene Sokoloff

    to lilka

    Ты знаешь, и мне кажется, что это был 91-й, так как я именно в конце того лета поехал по обмену с RFI в Париж с заездом в Россию и попал на баррикады у Белого дома в Москве. Именно на следующий год Булат сказал;»Чего не зашел?» В моей памяти так и осталось — они были в Норвиче 2 года подряд. Но операция Булата, о которой упоминает Аня? Да, надо заняться архивами Норвича. У меня на видео все наши дети и взрослые, включая тебя и Коковкиных. Помнишь, когда друзья и Канады привезли мой подарок Ольге — портреты Валерики и Ксюхи? Можно я помещу наш диалг на блог. Может быть, кто-то откликнется? Целую, Женя

     
  3. esokoloff

    Август 30, 2013 at 19:55

    30.08.13, Eugene Sokoloff написал (Михаилу Назарову):

    Миша, дорогой, ты не помнишь, когда сделана фотография в этой статье, другими словами, когда ты был в Норвиче: в 90-ом или в 91-ом году? Возникли споры по этому поводу. Обнимаю, Женя.

    Назаров – Соколову:

    Дорогой Женя, благодарю за письмо и это интересное фото. Это было,разумеется, в 1990-м, когда я на Всезаруб. съезде молодежи в Монреале читал доклад, и потом мы с тобой поехали «на юг». «Для истории»,позволь добавить, что этот обед был у Штейнов, и Вероника поросила меня прочесть присутствующим краткую лекцию о масонстве. Что я и сделал, отметив, что ныне масонская идеология называется демократией и господствует в мiре. После чего Окуджава (или Искандер?) тот, кто сидел напротив меня, но на этом фото мы сидим иначе) мрачновато спросил: так чтоже, я масон?

     
  4. esokoloff

    Август 31, 2013 at 01:01

    Vladimir Frumkin

    Женя, дорогой, здорово, что ты вспомнил о нашей школе и ее замечательных гостях! И про коллег не забыл. Представь себе, 25 августа я оказался там, на норвичском кампусе! Заехал с Лидой и Майкой по дороге из Waitsfield-а на озеро с плавучим мостом. И фотографию ты вставил великолепную! Что если ты сделаешь вариант этих воспоминаний для московского альманаха «Голос надежды. Новое о Булате» (выпуск № 10)? С приложением этого снимка.
    Подумай!

    Обнимаю,
    твой В.

     
  5. Алексей Портнов

    Июль 26, 2015 at 03:10

    Уважаемый Евгений!
    В этом посте вывешена фотография, на которой запечатлены Коржавин, Аксенов, Искандер и проч.

    Мы издаем книгу переписки Василия Аксенова с фотографиями. Очень бы хотелось опубликовать эту фотографию. Почти все персонажи, запечатленные на вашем фото, являются и героями книги. Безусловно, ваше фото украсит издание, посвященное памяти Василия Павловича. Мы обязуемся указать Вас на обороте титула как автора и владельца и подарить экземпляр книги, когда она выйдет.

    Заранее с благодарностью,

    издательство АСT, Редакция Елены Шубиной

    редактор Алексей Портнов a.portnov@ast.ru

     
    • esokoloff

      Июль 26, 2015 at 16:16

      Уважаемый Алексей! Разумеется, Вы можете использовать эту действительно уникальную фотографию. Уникальную в том, что впоследствии все участники того застолья вместе уже не собирались. Фотграфия сделана в августе 1992 года в парке Allis State Park в штате Вермонт, недалеко от Норвического университета, где тогда была летняя Русская школа. Автор фото — моя тогдашняя жена Ольга Кузнецова. Это так, для информации, если таковая понадобится. За обещанный экземпляр книги заранее премного благодарен.

       
      • Алексей Портнов

        Июль 27, 2015 at 05:12

        Спасибо Вам большое! И за фотографию, и за историю)
        Напишите мне на a.portnov@ast.ru , пожалуйста, почтовый адрес, по которому можно будет отправить книгу. Напечатана она будет примерно через 2-3 месяца.

         

Добавить комментарий

 
