RSS

ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ МОНРЕАЛЯ

26 Фев

«Наша Газета», № 688, февраль, 2013

Американский Совет по национальной безопасности пришел к заключению, что в эпоху глобализации по мере ослабления влияния отдельных стран возрастает влияние крупных городов. Мегаполисы растут, богатеют и набирают экономическую силу. Монреаль в их число не входит.

Когда-то наш город был экономическим мотором всей Канады. Достаточно прогуляться по району Сити старого города и взглянуть на старые здания банков, некоторые из которых еще сохранили старые названия, чтобы убедиться в том, что финансовая сила Канады была сосредоточена здесь. Монреальским миллионерам, жившим в районе «золотой мили» чуть выше улицы Шербрук, принадлежали две трети всех богатств Канады. Город Торонто в те времена по сравнению с Монреалем был большой сонной деревней. Оставался он таким еще полвека назад.  Казалось бы, успех выставки Экспо-67 и проведение летней Олимпиады 76-го года должны были обеспечить Монреалю первенство. К сожалению, в состязание двух городов вмешалась политика.

Приход в 1976-ом  году к власти сепаратисткой Квебекской партии и страсти по поводу возможного отделения Квебека заставили многие компании перенести свои штаб-квартиры в Торонто. Одной из первых это сделала крупнейшая страховая компания «Sun Life». За ней последовали другие. Железнодорожная компания CP позднее открыла другое направление — в Калгари. Начался исход из Монреаля не только капитала, но и благополучного англоязычного населения. Квебек потерял десятки тысяч предпринимателей и первоклассных специалистов. Город захирел в считанные годы. Кто жил в Монреале в конце 70-х годов, помнит, что тогда здесь нельзя было купить даже приличной рубашки. Многие хорошие магазины закрылись.

Казалось бы, квебекские политики должны были насторожиться. Но не тут то было. Главным для них всех, и не только для сепаратистов, было добиться больше власти и уступок от Оттавы.  Перед этой задачей  экономический прагматизм отступал на второй план. Такое продолжается до сих пор. Стоило правительству Полин Маруа прийти к власти, как оно первым делом предложило ужесточить языковой закон, направленный на дальнейшее ограничение английского. Пусть получилось не все, что было задумано. Рекомендация для предприятий с числом сотрудников более 25 человек перевести делопроизводство на французский все равно была принята, пусть даже она  пока не носит обязательный характер. В городе кипят страсти по поводу отказа служащих метро общаться с пассажирами на английском. Намерение добиться отделения Квебека от Канады все еще остается на повестке дня этой партии. Правительство Маруа повысило налоги на богатых. После этого она едет в Нью-Йорк и в Лондон с призывом к инвесторам вкладывать капитал в Квебек! Это провинция с самыми высокими налогами в Северной Америке, в том числе и корпоративными. Но и тут Полин Маруа не смогла обойтись от политики. Она буквально напросилась в Эдинбург, чтобы дать Шотландии совет, как лучше отделиться от Великобритании. Шотландцы от ее советов благоразумно отказались. Дела у сепаратистов там идут неважно.  Голосовать за отделение от Великобритании в Шотландии на сегодняшний день готовы всего 30%  жителей.  До Эдинбурга Полин Маруа посетила  Лондон с намерением убедить инвесторов вкладывать деньги в Квебек. С лучезарной улыбкой она рассыпалась в заверениях, что Квебек стремится развивать добрые отношения с Великобританией.

Между тем канадские компании продолжают покидать Монреаль. В 1990 году из 500 крупнейших канадских компаний 96 имели свои штаб квартиры в Монреале. В 2010 году их осталось 81. Даже такой столп квебекской экономики, как компания SNC-Lavalin переводит часть своих операций за границу. Два ее новых отдела: промышленный и операционный будут размещены в Лондоне. Еще пять лет тому назад из 11-ти главных управленцев этой компании шестеро были квебекцами. Сегодня из 14-ти топ-менеджеров уроженцев Квебека всего три.

Забудем на время о коррупции в монреальской мэрии. Там всегда понимали важность экономического развития города. К сожалению, в Канаде у городов нет такой автономии, как в США.  Здесь они находятся под сильным контролем  провинций. А для правительства Квебека, похоже,  важнее усилить службу языковой полиции, нежели, чем заняться инфраструктурой  города. Поэтому у нас годами обсуждают разные проекты строительства новой ветки пригородного железнодорожного сообщения на Вест Айленде либо замены моста Шамплейн. Город с такими проектами самостоятельно справиться не сможет.  Отвратительная инфраструктура – еще оно препятствие для развития города. Недавний прорыв трубы, в результате которого были залиты здания университета МакГилл, а несколько пешеходов искупались в  текущих по улицам реках – лишь один тому пример.

В Монреале немало объективных проблем, в том числе снегопады, ветры и ледяной дождь.  К ним прибавляется еще и туман. В головах квебекских политиков. Вот почему в нескольких последних исследованиях, касающихся нашего города, будущее его тоже оценивается, как туманное. Согласно последнему исследованию, проведенному городским отделом планирования и развития (Communauté métropolitaine de Montréal), по ВВП на душу населения Монреаль среди 32-х городов Канады и США оказался на последнем месте. Особых перспектив для развития города на данный момент нет.

Advertisements
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: