RSS

СТОЛЕТИЕ МИТРОПОЛИТА

18 Мар

Митрополит Виталий с Мироточивой иконой Иверской Божьей Матери (Монреальской)

Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов), как человек духовный, никогда не отмечал своих дней рождений, но если бы он дожил до наших дней, праздника ему избежать бы не удалось: 18 марта этого года ему бы исполнилось 100 лет. А ведь это вполне могло быть, так как митрополит Виталий ушел от нас всего три с половиной года тому назад, причем, до самой своей кончины физически  он был крепок. Пользуюсь случаем, чтобы вспомнить об этом последнем крупном Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, оставившим столь заметный след в жизни русской общины Монреаля.

Митрополит Виталий, в мiру Ростислав Петрович Устинов, родился в Петербурге 18 марта 1910 года в семье офицера Черноморскаго флота Петра Устинова и дочери жандармскаго генерала Лидии Андреевны Стопчанской. Детские свои годы м.Виталий провел в Севастополе,  и навсегда сохранил теплое чувство к этому городу. Он до конца дней помнил свой севастопольский адрес: Чесменская, 55 и слышал, как он сам выражался, «Царскую тишину», в которой прошло его детство. Эта тишина закончилась с революцией и гражданской войной. Вместе с Крымским кадетским корпусом  он на одном из судов эскадры генерала Врангеля эвакуировался в Константинополь. Сцена, когда корабль с беженцами взял курс в открытое море, и знакомый берег постепенно исчезал за горизонтом, навсегда запечатлелась в его памяти.  Некоторое время проучился в кадетском корпусе в Белой Церкви, в Югославии, а в 1923  году был выписан своей матерью во Францию, где, благодаря ее знакомствам, сумел закончить престижный иезуитский колледж Св.Людовика в городе Ле Ман. Там он получил блестящее образование и знание языков. Французский язык вл.Виталия звучал в Квебеке, как музыка.

Потом была служба во французской армии, куда его призвали, как французского гражданина. Тем, кто знал владыку в Монреале, трудно было  представить его блестящим кирасиром французской армии, но тем не менее, это было, как в студенческие годы была победа на чемпионате по теннису в колледже. Дослужившись до звания бригадира, Ростислав Устинов мог бы сделать блестящую военную карьеру, но выбрал духовный путь, поступив в 1938 году  в монастырь преподобного Иова Почаевскаго на Карпатах, где он был пострижен в монахи с именем Виталия. С 1941 года он уже иеромонах. Во время войны по поручению архиепископа Берлинского Серафима (Ляде) он окормляет из монастыря два села у границы с Польшей, а по своей инициативе и угнанных на работу в Германию советских граждан. По этому поводу его вызвали в Гестапо,  и офицер потребовал, чтобы о.Виталий прекратил общаться с советскими. На что скромный иеромонах твердо ему ответил, что будет там, где в нем будет нуждаться его паства. Гестаповец с удивлением посмотрел на него и больше не беспокоил.

Как-то я спросил м.Виталия, какая Пасха ему запомнилась больше всего. Он ответил, что это была Пасха 1945 года в Берлине под аккомпанемент канонады. Встретив праздник, прихожане собрали, что смогли и двинулись прочь из города, чтобы не попасть в руки наступавшей Красной армии. В те  времена принимать гражданство другой страны в среде белых эмигрантов считалось недостойным. Но  французское гражданство  очень помогло о.Виталию по окончании Второй мировой войны.  Он, как французский гражданин, мог свободно передвигаться по оккупированной Германии и спасать советских пленных и так называемых Ди Пи от насильственной выдачи Сталину. Очевидцы вспоминали, как он носился на мотоцикле от лагеря к лагерю и доказывал в комендатуре, что тот или иной беженец  поляк, западный украинец, или еще кто-нибудь, но только не русский, так как насильственной депортации подлежали только граждане СССР, в основном русские.  В лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом игумен Виталий организовал барачную церковь с ежедневным кругом богослужений, псаломщические курсы,  небольшую монашескую братию и  типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии Великие сборники, молитвословы и «Почаевские листки». Братство и типография Преподобного Иова Почаевского добрались с вл.Виталием до Канады и успешно действовали  здесь все время, пока вл.Виталий был у руля. Но сначала архимандрит Виталий был настоятелем Лондонского прихода, а после своего посвящения в епископы в 1951 году он был направлен в Бразилию. В 1955 году он был переведен в Канаду, в Эдмонтон, а в 1957 году и в Монреаль. Везде, где бы не появлялся м.Виталий, он старался устроить типографию и монашескую обитель. Так под Монреалем появился Свято-Преображенский скит, а на городском подворье действовала типография.

Это было золотое время как Зарубежной Церкви, так и монреальского Свято-Николаевского собора, который был куплен и благоустроен при митрополите Виталии. Сюда была принесена явившаяся брату Иосифу Муньосу мироточивая Монреальская икона Иверской Божьей матери. Но главное – мерно шла хорошо устроенная церковная жизнь, и митрополит Виталий был доступен всем, кто хотел с ним  общаться. На вид строгий и суровый, владыка был в жизни очень добрым, и всегда помогал множеству людей. При этом в первую очередь  он заботился о братии своего монастыря. Будучи хорошим хозяйственником, наладившим работу типографии и свечного завода, м.Виталий добился того, что его братство и подворье могли существовать без помощи прихода.

В  1986 году после смерти м.Филарета вл.Виталий был избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Настолование нового митрополита проходило в Знаменском соборе в Нью-Йорке при небывалом скоплении народа – одних священнослужителей было 90 человек. В своем приветственном слове архиепископ Женевский Антоний сказал: «Отныне мы будем следовать за Тобой на путях Твоего трудного служения Церкви. Христос Спаситель просил Отца Своего: «Да будут все едино!» — и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить». Не прошло и 15-ти  лет, как не стало многих верных архиереев, в том числе и вл.Антония, а новые были уже совсем другого покроя и быстро забыли эти слова.

В Зарубежной Церкви с 90-х годов стали происходить внутренние перемены, и были они не к лучшему. Словно знаком с небес было убийство брата Иосифа и исчезновение Иверской мироточивой иконы, затем пожар в Св.Николаевской Соборе, который называли Храмом  на мощах, столько там было святынь. До тла сгорел самой большой собор Зарубежной Церкви. Это был большой удар по м.Виталию, который все реже приезжал в Монреаль, передав дела своему викарному епископу Торонтскому Михаилу (Донскову). Михаил Донсков был Торонтским только по названию, на самом деле он жил в Монреале и постепенно стал разрушать то, что создал м.Виталий.

Летом 2001 года в том же Знаменском соборе в Нью-Йорке, где избрали первоиерархом м.Виталия, торжественно отмечалось 50-летие его архиерейского служения. Были речи, целования, а на другой день после этого торжества епископы РПЦЗ во главе с Марком Берлинским и при участии обласканного в свое время митрополитом Михаила Донскова потребовали от своего Первосвятителя,  чтобы он ушел  на покой. Речи их на торжестве оказались лживыми, поцелуи – иудиными.

Мне довольно часто доводилось бывать в гостях на подворье у м.Виталия, он почти всегда приглашал меня остаться на ужин, и всегда за столом были необыкновенно интересные разговоры. Говорили не только на церковные темы, но также о литературе, о политике и об истории. Я помню, как м.Виталий поставил в упрек императору Николаю Второму его отречение  от престола. «Надо было – сказал митрополит – арестовать Алексеева, Рузского и двинуть верные части на Петроград». Но можно ли осуждать Государя за то, что он не хотел быть диктатором? Может быть, он понял, что Россия была уже не та страна, на которую он был помазан?  Прошло некоторое время, и м.Виталий сделал то же самое: он уступил настоянию архиереев своего Синода и добровольно подписал заявление об уходе на покой. Как и император Николай Второй, он мог бы сказать: «Кругом измена, и трусость, и обман…»  Но вл.Виталий был уже в таком возрасте, что его легко было уговорить, усыпив лживыми словами о том, что Церковь не свернет со своего пути и что на покое ему будет хорошо.

Епископы ему изменили и обрушили на своего митрополита гонения, вплоть до попытки вывезти его силой из скита в Мэнсонвилле, куда он уехал из Нью-Йорка. Его подвергли унизительному осмотру в психбольнице, забрав во время службы прямо из алтаря, и большому потрясению, когда убрали от него на долгий срок его верную секретаршу, а потом и сиделку Л.Д.Роснянскую, к заботе которой он привык и которой доверял. Вся эта эпопея достаточно хорошо известна и подробно описана в разных источниках.

Конечно же, в это время м.Виталий просто в силу своего преклонного возраста уже не мог управлять церковью. Он отменил свое решение уйти на покой, но было уже поздно. То, что в его Синоде начались нестроения, имевшие самые печальные последствия, это уже не его вина. Но м.Виталий всегда четко знал, где должна стоять церковь, и при нем никакой капитуляции Зарубежной Церкви перед Московской Патриархией быть не могло. Поэтому его было нужно убрать.

В церкви много мистики. Всем известно видение хранителя Иверской мироточивой иконы, убиенного Иосифа Муньоса. В ночь на 20-е ноября 1985 года во сне ему привиделся митрополит Филарет, стоящий с измученным лицом на коленях на каменистой тропе. На спине владыки и на правом плече лежал большой тяжелый крест очень некрасивого вида. Митрополит под тяжестью этого креста не мог сдвинуться с места, и вдруг неожиданно его сбросил. Как только крест прикоснулся к земле, митрополит исчез. А затем Иосиф увидал превращенную в пустыню землю, словно после страшного бедствия. Вместо митрополита Филарета на коленях стоял владыка Виталий с тем же крестом на спине, только крест был более страшный, более темный и тяжелый. С огромным трудом владыка все же с этим крестом  понемногу передвигался. В последней, третьей части своего видения Иосиф увидел уже совсем черный крест с распятым на ним в полном облачении митрополитом Виталием. Утром пришло известие о кончине митрополита Филарета…  Никто не знает о еще одном знамении, которое было дано приблизительно в то же время. Прислужнику митрополита Виталия, монреальцу Александру Каллауру, которому тогда было около 17 лет,  приснился сон с архиерейским богослужением. Митрополит Виталий стоял перед престолом в окружении множества архиереев. Вдруг они набросились на него и стали наносить по нему удары, как будто колоть кинжалами. И тогда митрополит стал светлеть, от него словно исходил свет. Окружавшие же его архиереи и даже сам алтарь стали чернеть. И когда митрополит стал совсем светлым, он им сказал: «Зачем вы это сделали?» После исповеди у митрополита Александр рассказал ему про этот сон. Владыка Виталий серьезно его выслушал и сказал: «Так оно и есть…» Неужели уже тогда он все уже предчувствовал?

Последние годы жизни м.Виталия прошли в его Свято-Преображенском скиту в окружении немногочисленных, но верных служителей церкви и друзей. Можно поименно назвать прихожан, которые навещали его в скиту, детей, которые устраивали своему владыке концерты и многих посетителей со всего света. Так, из Австралии приехала на два месяца одна женщина, которая знала вл.Виталия еще по лагерю Фишбек в Германии и по Лондону, где он тогда служил. Все-таки много осталось людей, которые не изменили ни своему митрополиту, ни Церкви. Не могу не упомянуть Евгения и Нину Ганн, у которых м.Виталий остановился, когда впервые приехал в Монреаль больше полувека тому назад. Они оставались с владыкой до последних дней, а Нина, не жалея сил и средств, все делала для того, чтобы митрополит мог принять своих прихожан у себя в скиту. Ей в этом, конечно же, помогали и другие замечательные женщины из прихода Преподобного Серафима Саровского: матушка Нина,  две Галины, Людмила, Ольга, Ирина…  Их вполне можно назвать женами-мироносицами. Теперь могилы митрополита Виталия и его первого монреальского иподьякона Евгения находятся рядом у стен Преображенского храма в Мэнсонвилльском скиту. Владыка закончил свои дни спокойно и мирно скончался 25 сентября 2007 года, успев принять Св.Причастие.

Митрополит Виталий, как и любой человек, конечно же, совершал ошибки. Главной, пожалуй, была та, что он не нашел в себе силы поехать в Россию после крушения коммунизма. История Русской православной церкви могла бы быть другой. Но что теперь об этом говорить? Я лично помню его так живо, как будто он до сих пор среди нас. И если бы это действительно было так, я бы сказал ему слова своей глубочайшей благодарности за то, что мне довелось быть с ним рядом, учиться от него быть верным Церкви, физически ощущать через него ту Россию, которую мы потеряли, а прежде всего – чувствовать его неизменную пастырскую любовь. Эта любовь не прерывалась никогда, даже в минуты разногласий и споров. Спасибо, дорогой Владыко, и простите…

Несколько дней тому назад на  Архиерейском подворье в Монреале, где в течение 40 лет жил и служил м.Виталий,  стала источать миро Державная икона Божьей Матери. В свое время эта икона была обретена 2 марта 1917 года в день отречения государя-императора Николая Второго в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Ее оригинал до сих пор находится в Коломенском, только уже в Казанской церкви. Православные верят, что духовное значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и потеря Удерживающего послана русскому народу в наказание, но что сама Богородица хранит теперь символы царской власти – у нее в руках скипетр и держава – и это даёт надежду на покаяние и возрождение России. Именно эту икону после  поглощения  Русской Зарубежной Церкви Московской Патриархией провезли в августе 2007 года по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Теперь она сама посетила тех, кто не принял унии с МП. Образ Державной иконы стал мироточить накануне ее праздника, который приходится на 15 марта по новому стилю. И произошло это в бывшей обители митрополита Виталия.

Евгений Соколов

Advertisements
 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: