RSS

ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

19 Июл

19 июля 2001 г.

«Новое Русское Слово», Нью-Йорк

ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ  В ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

На праздник св. Апостолов Петра и Павла в Нью-Йорке был торжественно отмечен полувековой юбилей архипастырского служения Первоиерарха Русской Православной Церкви за Границей (РПЦЗ) митрополита Виталия, архиепископа Монреальского и Канадского.

Сразу же после этого было объявлено  о том, что митрополит Виталий уходит на покой, и что на  соборе РПЦЗ в октябре будет избран его преемник.

Всем, кто знаком с церковной жизнью, давно было понятно,  что в  свои годы  (митрополиту Виталию, эвакуировавшемуся из Крыма с армией генерала Врангеля,  уже исполнился 91 год) первоиерарх просто из-за  естественной немощи не мог полноценно управлять церковью. В последние годы синодальная канцелярия была полностью развалена,  и  церковь напоминала собой корабль без руля и ветрил, болтающийся в житейском море. Особенно непоследовательной была церковная политика по отношению к Московской Патриархии (МП). Случалось такое, что один священнослужитель требовал чуть ли не повторно проходить обряд крещения от бывшего прихожанина МП, а другой — причащал в алтаре патриархийного священника. Сам же митрополит порой издавал противоречивые указы и делал столь же противоречивые заявления. Это и послужило, по-видимому, причиной его неожиданной отставки.

Спешка  была   вызвана кризисом, разразившимся после Собора РПЦЗ, который состоялся в Нью-Йорке в октябре прошлого года. На зарубежном Соборе была дана оценка прошедшему незадолго перед тем Собору Московской Патриархии (МП).  В своем  послании Архиерейский собор РПЦЗ  хотя и отметил, что МП все еще участвует в экуменизме, но все же  увидел в России начало настоящего духовного пробуждения, о котором свидетельствует прославление Царственных мучеников. В частности, Собор определил, что принятая Собором МП новая социальная концепция «по существу перечёркивает «Декларацию» митрополита Сергия 1927 года признанием главенства Божиих заповедей над теми требованиями мирских властей, которые привели бы к нарушению религиозных и нравственных основ.» 

Кроме того, Зарубежный Собор  направил письмо  Сербскому патриарху Павлу с просьбой содействовать  духовному  соединению между двумя расторгнутыми частями Русской Церкви, а также  решил создать постоянно действующую комиссию при зарубежном  Синоде по проблемам взаимоотношений с Московской Патриархией.

Поскольку для отказа от сергианства  (духовного подчинения нецерковным  властям) требуется покаяние, а не социальная доктрина, а сербский патриарх Павел в той или иной степени участвует в экуменизме, сторонники чистоты православия увидали в соборном послании отход от основ Зарубежной церкви.

В Синод посыпались письма с протестами. Некоторые архиереи сняли свои подписи с письма Сербскому патриарху, а епископ Каннский Варнава  с группой клириков прекратил поминать правящего  архиерея Амвросия Женевского  и заявил о своем подчинении непосредственно митрополиту Виталию. Позицию еп.Варнавы поддержали открытым письмом некоторые священнослужители и миряне Канадской епархии.

Синод под руководством архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра запретил в служении епископа Варнаву и мятежных клириков. Митрополит Виталий, однако, своей личной резолюцией отменил это решение, а еще раньше в своем окружном послании практически дезавуировал решения октябрьского собора.

Эти действия  и побудили архиереев  отправить митрополита Виталия на покой, а вместо него назначить временным управляющим архиепископа Лавра, Сиракузского и Троицкого. Отныне ни один синодальный документ без подписи архиепископа Лавра не действителен. По своему, епископов можно понять, так как сложно управлять церковью, если церковные указы могут произвольно отменяться.

При всем том отстранение митрополита Виталия, похоже, было совершено крайне некрасиво. Несмотря на то, что на трех синодальных актах, связанных с этим событием,  стоит его собственноручная подпись, мало кто сомневается в том, что его отставка была вынужденной.  Во время  чествования в Нью-Йорке митрополит Виталий ни словом не обмолвился о своем уходе на покой. О том, что  первоиерарх этого желания не выражал, свидетельствуют  близкие к нему лица.  О том же говорят  и  некоторые подробности заседания Синода.  Официально 9 архиереев собрались на юбилей владыки Виталия, а на самом деле отправили его на покой. Одним из главных участников действа был еп.Михаил Торонтский, которого митрополит (по слухам, вопреки желанию Синода) в свое время сам назначил своим викарным архиереем в Канаде. Таким образом, лобызание, подаренное  еп.Михаилом  своему благодетелю на чествовании в нью-йоркском синодальном храме, печальным образом напоминает известный поцелуй в Гефсиманском саду. Кроме того, известно, что владыка Михаил был одним из тех, кто  выступил против предложения наградить митрополита второй панагией и титулом «блаженнейший».

Но это — вопросы христианской любви, а также этики. Все нужно было сделать более достойно и гораздо раньше. Предыдущие митрополиты РПЦЗ — Анастасий и Филарет — тоже были немощны в конце своего жизненного пути, но при них были люди,  которые им помогали. Вспомнить хотя бы покойного владыку Григория (Граббе). Он вел синодальные дела при предыдущем первоиерархе, митрополите Филарете. Канцелярия была в полном порядке, и не одна бумага не оставалась без внимания. Епископ Григорий был также прекрасным пресс-секретарем. В те времена на страницах НРС часто бывала церковная полемика, и обычно она заканчивалась четким комментарием вл.Григория. Ничего подобного при митрополите Виталии уже не было.

Но даже это — далеко не главная проблема РПЦЗ. После крушения коммунизма Зарубежная церковь, не использовав  возможность вернуться в Россию духовно и физически, так  не сумела открыться России, хотя в русской церковной среде противников сергианства и экуменизма предостаточно. Наезжающие время от времени  в Россию представители РПЦЗ вряд ли воспринимаются верующими иначе, чем временные гости. Противоречивые и порой неканонические решения, принимавшиеся Синодом в отношении России, также не способствовали укреплению ее авторитета на родине и способствовали отделению от РПЦЗ епископа Валентина Суздальского с сотней приходов. А ведь они в свое время были опорой РПЦЗ в России!

Здесь стоить  заметить, что,  вопреки обвинениям со стороны МП, Зарубежная церковь по своей инициативе не открыла в России ни  одного прихода. Она лишь принимала те, которые захотели к ней перейти, или возникали самостоятельно, как приходы Зарубежной Церкви. Вскоре МП, быстро установившая добрые отношения с новыми российскими властями, сумела с помощью ОМОНА отвоевать большинство из таких приходов. Затем Патриархия принялась и за зарубежную собственность  РПЦЗ, порой не гнушаясь для ее захвата  грязными методами, вроде  помощи мусульманской палестинской полиции, как это произошло в Хевроне и в Иерихоне.

В рамках этой статьи  невозможно представить подробную картину нестроений внутри РПЦЗ и ее отношений с МП. Особо интересующимся можно порекомендовать работу Михаила Назарова, опубликованную на страницах Вестника Германской Епархии РПЦЗ. Ее можно найти в интернете на сайте rocor.de

Сейчас в Зарубежной церкви наблюдаются большие нестроения. И все же, как бы не относится к обстоятельствам ухода митрополита Виталия на покой, нельзя забывать, что на синодальных актах стоит его подпись, а значит — они законны.  Более того,  как противники, так и сторонники сближения РПЦЗ с МП могут уберечь себя от излишних волнений: никакого слияния двух частей Русской церкви в ближайшее время не предвидится.

Свидетельство о каких-то положительных сдвигах в МП и случаи сослужения с Сербской церковью не могут служить доказательством того, что подавляющее большинство архиереев РПЦЗ готовы открыть свои объятия  сергианству и экуменизму.  Эту свою позицию они подтвердили и в последнем послании Архиерейского Синода,  заявив буквально следующее: «Ни один из архиереев Русской Православной Церкви Заграницей не стремится к немедленному объединению с Московской Патриархией… Все архиереи РПЦЗ категорически осуждают экуменическую ересь и сергианство. Никакого «изменения курса» Русской Зарубежной Церкви на последнем Архиерейском Соборе не было.»

Хочется надеется, что все участники конфликта сейчас воздержатся от скоропалительных действий и не доведут церковь до раскола.

В Архиерейском послании говорится о христианской любви, но в нем  так же есть слова о «внешних и внутренних врагах церкви». Нельзя называть врагами тех, кто искренне радеет о чистоте веры. Ибо тогда пришлось бы записать во враги некоторых лучших священников Зарубежной церкви, поднявших свой голос в защиту Православия. Но и тем не следует записывать в отступники тех, кто с удовлетворением отмечает в МП признаки исправления искажений, внесенных в нее за годы советской власти.

Многое будет ожидаться от  следующего Собора РПЦЗ  в октябре этого года. Собору  предстоит не только избрать нового главу Зарубежной церкви, но также и определить весь ее дальнейший путь.   Конечно, лучшим вариантом было бы проведение Всезарубежного Собора РПЦЗ с участием белого духовенства и мирян. Беда  в том, что в епископате  преобладает мнение, будто мирян, способных участвовать в подобном Соборе, в настоящее время больше нет. Эту точку зрения в РПЦЗ, к сожалению,  разделяют многие епископы — от митрополита Виталия до архиепископа Марка Берлинского. Получается так, что во время судьбоносных решений соборность подменяется коллегиальностью. Это большая беда не только архиереев русской Зарубежной церкви, но и других православных церквей, включая и Московскую Патриархию.

Реклама
 
Оставить комментарий

Опубликовал на Июль 19, 2001 в Религия

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: